Студентам

Категория бизнеса как определить


Субъекты малого и среднего предпринимательства

Критерии МСП в 2020 году — сводная таблица

Кто относится к МСП - юридические признаки

Дополнительные требования к хозяйственным обществам и партнерствам

Определение принадлежности к МСП по критерию численности штата

Какие организации являются МСП по критерию прибыли

Как правильно определить категорию бизнеса

Реестр МСП

Преимущества субъектов МСП

Критерии МСП в 2020 году — сводная таблица

Чтобы понять, кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), необходимо обратиться к ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее — ФЗ № 209). Представим критерии в виде таблицы.

Субъекты малого предпринимательства - критерии 2020 года 

С 01.12.2018 круг субъектов МСП расширится (см. п. 2 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 313-ФЗ) за счет:

  • хозяйственных товариществ, доля РФ, ее субъектов, муниципалитетов, общественных и религиозных организаций в складочном капитале которых не превышает 25%, а доля иностранного участия и юрлиц, не являющихся субъектами МСП – 49%;
  • иностранных юрлиц (за исключением офшорных), подпадающих под условия по годовому доходу и численности штата, установленные для средних предприятий без предъявления требования по участникам.

Кто относится к МСП - юридические признаки

В первую очередь законодатель обращает внимание на необходимость госрегистрации предприятия и внесения его в Единый государственный реестр юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 4 ФЗ № 209). Кроме того, субъект МСП должен иметь одну из следующих организационно-правовых форм (п. 1.1 ст. 4 ФЗ № 209):

  • хозяйственное общество или партнерство (с 01.12.2018 еще и хозтоварищество);
  • кооператив — производственный или потребительский;
  • крестьянско-фермерское хозяйство;
  • индивидуальный предприниматель.

ВАЖНО! Не могут быть отнесены к субъектам МСП организации иных форм (например, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

Дополнительные требования к хозяйственным обществам и партнерствам

Для хозяйственных обществ/партнерств установлены дополнительные критерии отбора (ч. 1 п. 1.1 ст. 4 ФЗ № 209). Решающими факторами, позволяющими отнести их к МСП, будут:

  • участие в проекте «Сколково»;
  • применение различных изобретений, достижений, ноу-хау, принадлежащих бюджетным/автономных научным или образовательным учреждениям;
  • нахождение в списке организаций, поддерживающих развитие инноваций в соответствии с законом «О науке и государственно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ.

Если речь идет об ООО, то в их уставном капитале доля государственного или муниципального участия либо участия общественных, религиозных, благотворительных организаций или фондов не может быть более 25%, а доля иностранного участия субъектов, не являющихся МСП, — более 49%.

Для АО необходимо соответствие хотя бы одному из вышеперечисленных общих требований для хозяйственных обществ или двух специальных требований:

  • отнесение выпускаемых ими акций к инновационному сектору экономики в порядке, установленном Правительством РФ;
  • принадлежность таким акционерам, как РФ или ее субъекты, муниципальные образования, общественные, религиозные или благотворительные фонды и организации, не более 25% акций, а иностранным лицам, не являющимся МСП, не более 49% акций.

Определение принадлежности к МСП по критерию численности штата

Важнейший критерий для определения того, кто является субъектом малого предпринимательства, — численность штата. Если в организации число работников не превышает 15 человек, это позволяет отнести ее к микропредприятиям; численность не более 100 человек — к малым предприятиям; количество работников от 100 до 250 человек — к средним (п. 2.1 ст. 4 ФЗ № 209).

Для хозяйственных обществ/партнерств, основным видом деятельности которых является деятельность в сфере легкой промышленности, установлена предельная численность для средних предприятий в размере 1 тысячи человек. Правила формирования перечня предприятий, подпадающих под это правило установлены постановлением Правительства РФ от 22.11.2017 № 1412.   

Какие организации являются МСП по критерию прибыли

Следующим критерием принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства является размер прибыли, получаемой субъектом в процессе его коммерческой деятельности. Критерий касается организаций любых организационно-правовых форм. Постановлением Правительства от 04.04.2016 № 265 установлена следующая дифференциация:

  • при годовом доходе до 120 млн руб. предприятие относится к микропредприятиям;
  • от 120 до 800 млн руб. — к малым предприятиям;
  • от 800 млн до 2 млрд руб. — к средним.

Для расчета вышеуказанной величины берется общий доход от всех видов деятельности, осуществляемых предприятием, независимо от налоговых режимов. Учитывается прибыль, полученная организацией за предыдущий календарный год.

Как правильно определить категорию бизнеса

В связи со сложной системой критериев на практике могут возникать проблемы с определением того, какие организации относятся к той или иной категории субъектов малого предпринимательства (микро-, малое или среднее предприятие).

При наличии противоречий между признаками в расчет берется тот, который имеет наибольшее значение (ч. 3 ст. 4 ФЗ № 209).

При этом действуют также дополнительные правила:

  1. Если ИП не использует труд наемных работников, то его отнесение к той или иной категории МСП осуществляется по критерию величины дохода.
  2. ИП, работающие по патентной системе, а также предприятия всех организационно-правовых форм и ИП, созданные в период с 01 августа по 31 июля следующего года, относятся по умолчанию к микропредприятиям.
  3. Предприятия — участники проекта «Сколково», освобожденные от обязанности представлять налоговую отчетность о величине дохода, относятся к той или иной категории МСП согласно критерию о численности штата.

Категория МСП является изменяющейся, то есть при изменении величин, послуживших критерием, в течение трех календарных лет подряд, меняется и категория (п. 4 ст. 4 209-ФЗ).

Реестр МСП

Все субъекты малого и среднего предпринимательства включаются органами Федеральной налоговой службы в специальный реестр. Реестр обновляется 10 августа каждого года на основании данных ЕГРИП, ЕГРЮЛ, а также предоставляемых предприятиями сведений о численности штата, доходах, налоговых режимах; информации, поставляемой биржами, госорганами, держателями реестров владельцев ценных бумаг в соответствии с пп. 6, 6.1 ст. 4.1 ФЗ № 209. Вновь созданные юрлица и зарегистрированные ИП включаются в реестр не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем их государственной регистрации, равно как и сведения о данных предприятия в случае их изменения.

В реестре содержится следующая информация (п. 3 ст. 4.1 209-ФЗ):

  1. Наименование организации или Ф.И.О. ИП, адрес, ИНН.
  2. Дата внесения сведений в реестр.
  3. Присвоенная категория субъекта МСП.
  4. Коды по ОКВЭД.
  5. Информация о лицензиях предприятия, производимой продукции.
  6. Сведения об участии в закупках и заключенных контрактах и пр.

Информация из реестра является общедоступной и каждый месяц 10-го числа размещается на сайте ФНС РФ (п. 9 ст. 4.1 209-ФЗ).

Наличие данных о предприятии в этом реестре является необходимым условием для получения любых преимуществ, предусмотренных для МСП. Подробно о реестре рассказано в статье Сведения из Единого реестра субъектов малого предпринимательства.

Преимущества субъектов МСП

Какими же преимуществами обладают субъекты предпринимательства, соответствующие вышеописанным критериям МСП и внесенные в Единый реестр МСП? В основном они связаны с финансовой составляющей их деятельности и заключаются:

  1. В предоставлении налоговых льгот. В первую очередь речь идет о специальных налоговых режимах, таких как УСН, ЕНВД, патентная система и других, а также о налоговых каникулах (с 2015 по 2020 год ИП на патентной системе и УСН вправе в течение двух лет не платить налог). Кроме того, с 01.01.2016 по 31.12.2018 ряд предприятий МСП освобожден от проведения налоговых проверок (ст. 26.1 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
  2. Финансовой помощи со стороны государства в виде целевых субсидий и поддержки.
  3. Упрощенной бухгалтерской отчетности в соответствии с ч. 4 ст. 6 закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (право руководителя организации самостоятельно вести бухучет, упрощенная форма баланса и отчета и т. д.).
  4. Менее строгой кассовой дисциплине (см. указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У).
  5. Преимуществах в области аренды. Так, закон «Об особенностях отчуждения…» от 22.07.2008 № 159-ФЗ предусматривает преимущественное право для выкупа в собственность арендованного СМП государственного или муниципального имущества.
  6. Преференциях при участии в госзакупках и др.

***

Итак, в нашей статье мы рассмотрели, какие критерии в 2018 году позволяют отнести организацию к субъектам малого и среднего предпринимательства и какими преимуществами и льготами они обладают. Система критериев достаточно сложна, а все соответствующие ей субъекты вносятся в Единый реестр МСП. Как стать малым/средним предприятием, рассказывается в статье Как стать субъектом малого предпринимательства? 

***

Статья понравилась? Подписывайтесь на канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

rusjurist.ru

Условия, по которым предпринимательство относится к малому, среднему или крупному

Субъекты частного предпринимательства могут быть отнесены к субъектам малого, среднего или крупного предпринимательства. Отнесение к той или иной категории дает определенные льготы, преимущества или, наоборот, возлагает дополнительные обязанности и ответственность. Критерии, по которым происходит это деление, определены законом.

К какому предпринимательству будет относиться созданное предприятие: малому, среднему или крупному, предприниматель выбирает сам при регистрации бизнеса, с учетом установленных законом условий. Эти условия установлены статьей 24 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. Они не являются запретами и ограничениями. Если предприниматель в ходе своей деятельности не будет соблюдать заявленные условия, то он просто утратит первоначальный статус (например, субъекта малого предпринимательства), и перейдет в другую категорию (среднего предпринимательства). Санкций за это не установлено, но некоторые льготы и преимущества могут быть утрачены.

Пунктом 1 статьи 25 Предпринимательского кодекса к компетенции органов Министерства национальной экономики отнесено ведение реестра субъектов предпринимательства (электронной база данных, содержащей сведения о категориях субъектов предпринимательства). Согласно пункту 2 указанной статьи, а также пункту 19 Правил ведения и использования реестра субъектов предпринимательства информация о категории субъектов предпринимательства предоставляется в форме электронной справки, удостоверенной электронно-цифровой подписью заинтересованным лицам, в том числе государственным органам, для использования в работе.

В настоящее время стандарт государственной услуги по выдаче данных справок не разработан. Информация о порядке и условиях выдачи справки о категории субъекта предпринимательства на сайте Министерства национальной экономики отсутствует.

На статус субъекта предпринимательства влияют:

  • среднегодовая численность работников;
  • среднегодовой доход;
  • в некоторых случаях - виды деятельности.

Среднегодовая численность работников субъектов предпринимательства определяется с учетом всех работников, включая работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта, а также самого индивидуального предпринимателя. Списочная численность работников, в среднем за год, определяется путем суммирования средней численности работников в среднем за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12.

Среднегодовым доходом считается сумма совокупных годовых доходов или сумма доходов субъектов предпринимательства, применяющих  специальный налоговый режим на основе патента или упрощенной декларации, за последние 3 года, поделенная на 3.

Субъект частного предпринимательства может быть отнесен только к одной из трех категорий, установленных пунктами 3-6 статьи 24 Предпринимательского кодекса.

- индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство:

  • со среднегодовой численностью работников не более 100 человек
  • и среднегодовым доходом не свыше 300 000-кратного месячного расчетного показателя (МРП), установленного действующего на 1 января соответствующего финансового года.

(пункт 3 статьи 24 Предпринимательского кодекса)

  • деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  • производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
  • деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
  • проведение лотереи;
  • деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
  • банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
  • аудиторскую деятельность;
  • профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
  • деятельность кредитных бюро;
  • охранную деятельность;
  • деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

(пункт 4 статьи 24 Предпринимательского кодекса).

- индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, не относящиеся к субъектам малого и крупного предпринимательства, то есть отвечающие следующим критериям:

  • среднегодовая численность работников от 101 до 250 человек;
  • и (или) среднегодовой доход выше 300 000-кратного МРП, но не превышает 3 000 000-кратного МРП включительно.

(пункт 5 статьи 24 Предпринимательского кодекса).

- индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство и отвечающие одному или двум из следующих критериев:

  • среднегодовая численность работников более 250 человек
  • и (или) среднегодовой доход свыше 3 000 000-кратного МРП

defacto.kz

Категорию бизнеса будут определять по доходу

Чиновники изменили критерий отнесения предпринимателей к МСБ. Это должно помочь сформировать новый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также усовершенствовать механизм предоставления им госпомощи.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства от 4 апреля 2016 г. № 265, предусматривающее предельные значения доходов от предпринимательской деятельности для представителей малого и среднего бизнеса (МСБ).

Из документа следует, что к микропредприятиям можно будет отнести тех хозяйствующих субъектов, которые за предшествующий календарный год по всем осуществляемым видам деятельности получили доход в размере до 120 миллионов рублей. Предельно допустимый доход для малых предприятий составит 800 миллионов рублей, а для средних – 2 миллиарда рублей.

Новый критерий отнесения предпринимателей к категории малого и среднего бизнеса заработает с 1 августа 2016 года. С этого дня утратит силу Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Напомним, в этом документе фигурируют те же числовые значения, но они касаются не дохода, а предпринимательской выручки от реализации товаров, работ и услуг по итогам прошлого календарного года.

Как уточняет пресс-служба правительства, постановление было разработано в связи с поправками в Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ, подписанными в декабре 2015 года. Они же предусматривают формирование с 1 июля 2016 года специального реестра субъектов малого и среднего бизнеса, который будет вести Федеральная налоговая служба. С учетом нового критерия определения категории хозяйствующих субъектов – дохода за предыдущий календарный год – решение о внесении предприятия в этот реестр будет приниматься в автоматическом режиме. Ведь, все налогоплательщики по итогам года отчитываются в ФНС именно о годовом доходе, а не выручке.

Чиновники уверяют, что доступ к помощи, гарантированной государством малому и среднему бизнесу, теперь упростится. Поскольку предпринимателям больше не понадобится представлять документы и совершать какие-либо действия, чтобы подтвердить свой статус.

Отметим, действующее законодательство предусматривает множество мер оказания поддержки малому и среднему предпринимательству. Ежегодно этой категории хозяйствующих субъектов выделяются из бюджета прямые субсидии, предоставляются поручительства по обязательствам, проводится информационно-консультационная работа. По данным Министерства экономического развития, в этом году на прямые субсидии МСБ будет выделено из госказны более 10 миллиардов рублей. На софинансирование капитальных вложений в объекты госсобственности, предназначенные для развития малого и среднего предпринимательства, планируется предоставить еще 1,5 миллиарда рублей.

Впрочем, нет гарантии, что получать государственную помощь после того, как сформируется реестр субъектов МСБ, станет проще. Как раньше отмечали сами предприниматели, пользоваться бюджетными деньгами им мешает слишком сложная отчетность, недостаточность знаний для подачи «правильной» заявки, желание пользоваться «живыми» деньгами, а не в виде гарантий и иных косвенных мер поддержки.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

ppt.ru


Смотрите также