Студентам

Бизнес план дилерского центра


Инвестиции в автобизнес — как открыть свой автосалон

Ушли в прошлое воспоминания о сверхприбылях начала 90-х. Затихло эхо чрезвычайно болезненного для авторынка кризиса 98-го. Рынок иномарок постепенно приобретает все черты европейских аналогов. Но и сегодня инвестор, решивший войти в этот бизнес, может рассчитывать на зримый прирост своего капитала. Это подтверждается и пристальным вниманием к отечественному рынку практически всех мировых производителей, и постоянно растущим спросом на иномарки со стороны потребителей.

В настоящее время многие автомобильные компании считают российский рынок приоритетным. Выбирая стратегию его завоевания, одни строят в России сборочные заводы, другие ограничиваются только налаживанием сбытовой и сервисной сети. Но в любом случае для доведения продукции до потребителей им нужны официальные дилеры. Их требуется с каждым днем все больше и больше.

Мнение: Рынок импортных автомобилей в России — это по-прежнему emerging market, растущий за счет «пересаживания» автомобилистов с продуктов российского автопрома или иностранного second-hand на новые машины от мировых производителей. Пока эта тенденция сохраняется, в конкуренции будет выигрывать тот, кто сможет организовать бесперебойные поставки, обеспечит нужный ассортимент в модельном ряду и избежит затоваривания складов неходовыми комплектациями. Особенно сильно конкуренция ощущается на рубеже смены модельного года, когда каждый поставщик стремится сделать свое предложение максимально привлекательным для покупателя за счет скидок, подарков и т.д. Именно тогда дистрибьютору требуется значительный запас прочности.

Роман Хапаев , генеральный директор, «Карнэт-2000»

По оценкам экспертов сейчас в Москве 127 официальных автодилеров. Крупнейшие игроки: Рольф, Гема, Major-Auto, «Независимость», Genser. Место на рынке для новых дилеров пока что еще есть, хотя специалисты утверждают, что в ближайшие два-три года формирование дилерских сетей закончится.

Как выбрать марку для дилерства?

В принципе, инвестор может выбрать любую марку. Главное при этом — получить согласие самого производителя. Начинающему дилеру стоит учесть несколько нюансов.

Можно попробовать войти в бизнес с более дешевого сегмента автомобилей, а затем, набрав определенный опыт, перейти к дилерству машин класса «премиум». Дилерство российских марок вряд ли принесет инвестору значительный доход. Их стоимость невысока, а значит, и маржа от их продажи будет небольшой. Да и рыночных возможностей для новых дилеров намного меньше.

Мнение: Пик интереса к иномаркам докатился и до дальних регионов. Увеличение спроса на автомобили в ценовой категории от 9000 до 30 000 евро, куда относится и стремительно увеличивающий объемы продаж Ситроен, приводит к росту числа компаний, стремящихся получить статус официального дилера. В данном случае новые региональные центры начинают свою деятельность в качестве авторизованного партнера официального импортера Ситроен.

Игорь Точилов , «Ситроен Центр Москва», Группа компаний «У-Сервис+»

Наличие в России официального импортера значительно облегчит процесс закупки, доставки машин в салон, а также обеспечит дилеру более гибкие финансовые условия работы.

Чем разнообразнее модельный ряд, шире гамма дополнительного оборудования, отделки салона и пр. предлагает производитель, тем сложнее начинающему дилеру рассчитать потребность в автомобилях заранее, а значит, могут возникнуть проблемы с реализацией.

Успех дилера зависит от степени квалификации и уровня подготовки автомехаников. Исходя из этого, для начинающих инвесторов более привлекательны производители, которые организуют тренинги и курсы повышения квалификации для сотрудников своей сети.

Теоретически начинающий предприниматель может начать бизнес по франчайзинговой схеме, т.е. используя брэнд уже известного рынку дилера, открыть свой автоцентр. В этом случае он столкнется с двойным контролем над своей деятельностью, как со стороны франчайзера, так и со стороны автопроизводителя.

Достаточно перспективна продажа иностранных грузовых автомобилей. Пока еще этот сегмент автобизнеса не заполнен. Сейчас на отечественный рынок активно продвигается Renault, Man, Volvo, хотя потребители все еще предпочитают приобретать подержанные иностранные грузовики. Поэтому расширить круг клиентов подобного салона поможет trade-in.

По автомобилям класса «премиум» рынок постепенно заполняется, а значит, в этом сегменте дилерских центров открывается все меньше и меньше. Ведь покупатели таких автомобилей составляют всего около 2% населения. А по более дешевым иномаркам возможностей для открытия автосалонов пока что хватает.

За полшага до старта

Порог вхождения в автобизнес зависит от выбранной инвестором марки и местоположения, где планируется продавать автомобили. Понятно, что в регионах объем стартовых инвестиций будет меньше, для открытия же московского дилерского центра нужны солидные вливания.

Мнение: Во многих регионах пока не выгодно развивать дилерство автомобилей класса «премиум». Доходы населения таковы, что объем продаж будет составлять 3-5 машин в месяц. А это никому не интересно. Состоятельные люди, проживающие в этих областях, приобретают дорогой автомобиль либо в ближайших городах-«миллионниках», либо в Москве. В этих случаях инвестору логично ориентироваться на дилерство более дешевых иномарок (ценовая категория — 10-25 тыс. долл.) или сконцентрироваться на открытии авторизованного сервиса автомобилей класса «премиум».

Олег Найденов , директор по маркетингу и рекламе, БалтАвтоТрейд-М

После определения марки и местоположения инвестор должен согласовать с представительством профиль своей будущей деятельности. Многие производители нацелены прежде всего на открытие комплексных дилерских автоцентров, которые оказывают полный набор услуг по автомобилям данной марки (продажа, гарантийное обслуживание, ремонт и продажа запчастей). И одним автосалоном предпринимателю не обойтись. Но в некоторых случаях бизнесмен может начать с авторизованного салона без сервиса. При этом он обязан в дальнейшем открыть полноценный автоцентр.

Варианты размещения автоцентра

1-й вариант — размещение в зданиях бывших автопарков. Стоимость аренды подобных помещений в Москве составляет от 200-500 долл./кв. м. Минимальная площадь — 450 кв. м.

2-й вариант — реконструкция подходящих объектов. Требуется площадь не менее 1500 кв. м (аренда — от 150 долл./кв. м). Стоимость подготовки здания — около 700 тыс. долл., сервисное оборудование — 300 тыс. долл., оформление — 50 тыс. долл., приобретение запчастей — 80 тыс. долл., приобретение автомобилей — от 350 тыс. долл. Следует учесть, что подобная переделка в соответствии с европейскими стандартами очень сложна и затратна

3-й вариант — строительство одиночных автоцентров среднего класса (около 2,4 млн. долл.). Приобретение земли — около 0,2 га (300 тыс. долл.), строительство салона (около 1700 кв. м, от 815 тыс. долл.), сервисное оборудование — 300 тыс. долл., оформление — 50 тыс. долл., приобретение запчастей — 80 тыс. долл., покупка автомобилей — от 350 тыс. долл.

4-й вариант — строительство автоцентра, отвечающего мировым стандартам (от 3 млн. долл. и выше). На окончательную стоимость будут влиять месторасположение центра, способ оформления прав на землю (собственность или аренда), размеры здания, стоимость оборудования и т.п.

Для официального дилера известной мировой марки автомобилей последний вариант наиболее предпочтителен.

Популярна сегодня следующая схема: строится крупный головной автоцентр, который занимается продажей и техобслуживанием машин, а в разных районах города открываются офисы по продаже автомобилей, сервисные услуги по которым клиент может получить в головном салоне.

Несмотря на значительное «побеление» российского автодилерства, некоторое количество «серых» дилеров (т.е. не имеющих контракта с производителем) на рынке все еще сохраняется. Инвестировать средства в «серый» автоцентр инвестору, стремящемуся к респектабельности, не имеет смысла. Многие российские представительства зарубежных автопроизводителей добились специальных цен для своих официальных партнеров, что сразу же сказалось на уровне рентабельности «серых» дилеров. И таможня с подачи тех же представительств также не всегда лояльно относится к «неофициалам».

Постоянный отток клиентов от «серых» дилеров к официальным гарантирован, поскольку последние обеспечивают европейский уровень услуг по продаже и ремонту автомобилей.

Как организовать дилерский центр?

Если предприниматель хочет инвестировать средства в автосалон, отдав их в управление команде профессионалов, а затем получить определенную прибыль на свои вложения, то ему достаточно просто стать акционером создаваемой компании. Если же он решил собственноручно возглавить дело, то ему необходимо начать со следующих основополагающих шагов:

  • собрать команду профессионалов, как минимум, топ-менеджеров. В самом крайнем случае это должен быть опытный руководитель-коуч, давно занимающийся автобизнесом, который представляет себе, как формируется стратегия развития дилерского центра и как она потом реализуется на практике;
  • приобрести (купить/взять в аренду) земельный участок под застройку желательно на первой линии крупнейших транспортных артерий города, пересечении МКАД и федеральных дорог. К участку должен быть удобный подъезд. Сейчас самый лакомый кусок — Третье транспортное кольцо;
  • разработать подробный детальный бизнес-план реализации проекта. Для старта нужен просчет объема и структуры планируемых инвестиций, точки безубыточности и момента выхода на желаемую норму рентабельности.

Инвестор должен четко представлять, что хорошая прибыль на автобизнесе появится только после серьезных стартовых вложений. Причем речь идет не только о строительстве, закупке оборудования, товара, аксессуаров, но и о найме квалифицированного персонала, создании корпоративной культуры, внедрении современных баз данных и многом другом.

Мнение: Если говорить о московском дилерском центре (автосалон, станция техобслуживания, склад запчастей) солидной европейской марки, то минимальные инвестиции — от 5 млн. долл. Конкретная величина зависит от выбранной инвестором марки. Ясно, что клиент, пришедший с 10 тыс. долл. покупать Daewoo Nexia узбекской сборки, изумится, увидев роскошный автоцентр. И наоборот, состоятельный покупатель, приглядевший Mercedes последней марки, вряд ли станет связываться с автосалоном, расположенным в здании бывшего автопарка.

Владимир Моженков , генеральный директор, АвтоСпецЦентр Ауди на Таганке

Некоторые производители не настаивают на монодилерстве, т.е. автоцентр может работать сразу с несколькими марками. К примеру, предлагать продукцию производителей из разных сегментов рынка (Skoda и Audi). Но этот вопрос также необходимо согласовать с представительством. Впрочем, начинающему дилеру лучше концентрировать свое внимание на одном брэнде.

Все начинается с запроса в официальное российское представительство автопроизводителя. Необходимую информацию можно посмотреть на www.auto-dealer.ru/dealers.asp . На сайте любого представительства есть адрес для потенциальных деловых партнеров, по которому инвестор направляет письмо о намерении стать автодилером данной марки и получает в ответ формализованные анкеты. У всех автопроизводителей свое содержание анкет. Если у инвестора уже есть свой автобизнес, то в анкете он предоставляет сведения о своей компании, ее текущей деятельности, активах, предлагаемом для организации сервисного и торгового центра помещении, рынке данного региона, планах развития компании, фотографии и план расположения на местности. Если же у инвестора есть только выделенный земельный участок, то основной акцент нужно сделать на бизнес-плане, где должны быть оговорены основные параметры работы (количество продаж авто, объемы оказываемых услуг и пр.). Инвестор предоставляет также финансовые гарантии обслуживающих банков.

В большинстве представительств есть менеджер по развитию дилерской сети. Сначала общаться придется именно с ним. Он запросит более детальные сведения по некоторым вопросам и затем, если предложение потенциального партнера заинтересует, посетит будущего дилера.

Если представительство все устраивает, речь пойдет о начале сотрудничества. Решение об открытии дилерского центра принимает представительство или наделенная полномочиями компания-импортер. На этом этапе стороны могут подписать протокол о намерениях, в котором зафиксируют порядок строительства, открытия, закупки оборудования и т.п., приобретение партии автомобилей, план продаж на год, рекламную компанию и т.д. Невыполнение потенциальным дилером обязательств и сроков, указанных в данном протоколе, является достаточным основанием для отказа от сотрудничества со стороны производителя.

Такой протокол может и не подписываться. В любом случае юридическая основа сотрудничества производителя и дилера — дилерский договор. Момент его заключения у разных производителей индивидуален. Зачастую он приурочен к окончанию строительства автоцентра перед его открытием. Типичный автоцентр включает в себя выставочный зал (так называемый show-room), зону отдыха для посетителей, офисы персонала, склад для автомобилей и запчастей, сервис. Возведение и оборудование здания автоцентра занимает в среднем около 1,5 лет. В зависимости от марки машин и масштабов центра, стоимость строительства колеблется от 1,5 до 19 млн. долл.

Автопроизводитель чаще всего предъявляет набор требований и пожеланий, касающихся архитектурного плана, корпоративного дизайна и подбора цветовой гаммы, оборудования и инструментов, мебели. Дилеру может быть предложено на выбор несколько сертифицированных производителем поставщиков оснащения. Стоимость оборудования зависит от размеров техцентра; скажем, средняя техстанция Ауди на 25 рабочих мест обойдется инвестору в 450-500 тыс. долл.

В рамках требований производителя дилер может предпринять шаги по оптимизации сметы на строительство. Допустим, в автосервисе вместо дорогих плунжерных подъемников (около 6 тыс. долл. каждый) можно поставить стоечные немецкие (4 тыс. долл.) или итальянские (3 тыс. долл.). В принципе можно укомплектовать сервис и российскими подъемниками за 1-1,5 тыс. долл., если, конечно, автопроизводитель не будет против. Ведь практически каждый шаг при строительстве и оборудовании автоцентра солидной мировой автомарки согласуется. Поэтому риск сделать в итоге «что-то не так» для инвестора невелик.

При возведении многопрофильного автоцентра предприниматель должен учесть определенные строительные нормы, например кузовной ремонт относится к вредному производству, поэтому существуют требования по удаленности от жилых строений.

Для осуществления автодилерской деятельности необходимо, чтобы компания-дилер была занесена в торговый реестр (это требуется как для продажи автомобилей, так и для реализации запчастей и пр.). Свидетельство о внесении в торговый реестр г. Москвы выдает Управление потребительского рынка администрации района г. Москвы. Что касается автосервиса, то там нужно иметь сертификаты Ростеста (www.rostest.ru) на определенные виды работ (предпродажная подготовка, работы по электрике, ходовой части и пр.).

Секреты бизнес-процесса

На каждую партию автомобилей дилер заключает контракт, в котором подробно оговорены условия поставки и цена. Бизнес-процесс может быть организован следующим образом.

1-й вариант — покупка машин в стране-изготовителе. Дилер приобретает автомобили напрямую на заводе производителя. Он сам страхует машины, доставляет к себе в салон и растамаживает (как правило, для официальных дилеров эта процедура упрощена и проводится приблизительно за 1-2 дня). В салоне автомобили проходят предпродажную подготовку. Таким образом, на плечи дилера ложится полный комплекс проблем, связанных с доставкой авто от ворот завода до дверей своего салона.

Средний таможенный платеж за машину класса «премиум» составляет приблизительно 56% и рассчитывается от стоимости приобретения на заводе плюс затраты на транспортировку до границы и страховку (примерный расчет можно сделать на сайте www.tks.ru/auto/calc.shtml ).

Если доставка машин из-за рубежа (по Европе) организуется собственными силами, то необходимо либо создание своей службы доставки или полноценной транспортной компании, либо аренда автовоза у других автодилеров или транспортных компаний (приблизительная стоимость аренды — 1800 евро за рейс). У перевозчика должны быть в наличии лицензия на перевозку грузов в международном автомобильном сообщении, лицензия общероссийского таможенного перевозчика, сертификат соответствия международным нормам Евро-2 и Евро-3.

Перевозка на «чужом» автовозе меньшего количества машин, чем его полная емкость (7-9 шт.), обойдется дороже, поскольку владельцы автовоза будут вынуждены доукомплектовать его автомобилями других дилеров.

2-й вариант — приобретение машин у российского официального импортера. В последнее время наблюдается тенденция централизованных поставок машин в Россию по отдельным маркам. На такую схему перешли в частности BMW, Ford и General Motors. В начале сентября ожидается открытие импортера Volkswagen. В этом случае все вопросы с транспортировкой автомобилей в Россию и их таможенным оформлением решает импортер. «По деньгам» для дилера оба варианта в итоге приблизительно одинаковы. Но для новичка более привлекателен второй вариант.

Чаще всего производители работают с российскими дилерами на условиях 100%-ной оплаты отгруженных автомобилей (Audi, Volkswagen, Toyota, Honda). Если у производителя на российском рынке есть официальный импортер с общим для всех дилеров складом, то последние могут взять машины на условиях товарного кредита (например, BMW, Volvo, Opel и др.). Дилер берет с общего склада партию автомобилей и в течение календарного месяца распродает ее. Если по истечении срока остались нереализованные машины, то на их стоимость импортер ежедневно начисляет пени. По прошествии, скажем, трех месяцев дилер обязан выкупить непроданный товар. Поэтому тщательный помесячный расчет плана продаж в этом случае особенно важен.

Мнение: При работе с корейским производителем Hyundai всегда приходится учитывать восточный менталитет сотрудников компании: часто привычная европейская логика здесь просто не работает. Специфика поставок автомобилей Hyundai состоит в том, что практически вся продукция изготавливается на корейских заводах. Поэтому производственный цикл от заказа машин до их выхода с таможни в Москве занимает 4 месяца, что гораздо больше, чем у дистрибьюторов европейских автомобильных марок.

Роман Хапаев

Практика показывает, что средний годовой объем продаж, с которого начинает автодилер солидной автомобильной марки класса «премиум», — 250-450 машин в год. Меньший объем сбыта невыгоден. Рассчитывая реализацию более дешевых марок автомобилей, инвестор может взять за ориентир около 1000 машин в год.

Сколько автомобилей следует держать на складе? В первую очередь это зависит от выбранной марки производителя. Если он предлагает широкую линейку моделей, то дилеру, соответственно, приходится держать на складе много машин, и наоборот. Практика показывает, что на складе дилера в любой момент времени должно находиться автомобилей в 2 раза больше, чем планируется продать за месяц. То есть, если план на данный месяц — 20 машин, то на складе должно быть 40 машин.

Мнение: Значительная часть оборотных средств дилера «заморожена» в автомобилях, стоящих на складе. У нас, например, на складе постоянно стоит около 100 автомобилей, т.е. около 5 млн. долл. Это и заказанные машины, дожидающиеся своих новых хозяев. И запас, обеспечивающий многовариантный выбор для тех покупателей, которые хотели бы сразу уехать из салона на новеньком автомобиле. Просчитать и запланировать конкретный объем и структуру сбыта — задача логистов. При этом учитывается статистика продаж, анализ и прогноз развития рынка. Но при любом варианте большой склад — это значительное преимущество автосалона.

Владимир Моженков

Каждый производитель устанавливает дилерам цены. При этом учитывается маржа, которую должен получить последний для своего развития. У каждого производителя, разумеется, свой размер маржи. Однако сейчас в России она составляет в среднем 8-15% от стоимости автомобиля. Для привлечения клиентов дилер может предпринимать рекламные акции по снижению цен, но, разумеется, за счет уменьшения своей маржи.

Мнение: Есть таблицы расчета рекомендованной розничной цены. Это калькулятор, в который забиваются объем двигателя, мощность и т.д., и в итоге получается рекомендованная розничная цена. Дилеры предоставляют скидки за счет своей маржи. Впрочем, сейчас политика производителей направлена на ограничение «вольностей» дилера при манипуляциях с ценой.

Дмитрий Ряскин , генеральный директор, Ауди Центр Рублевка

При четком выполнении дилерского плана производитель, как правило, предоставляет бонусы (разумеется, если это оговорено в дилерском договоре). Причем производителю важно выполнение именно помодельного плана. Что касается сервисного обслуживания в автоцентре, то производитель регламентирует технологию ремонта и нормативы времени на выполнение той или иной работы, перечень гарантийных работ, минимальный набор хранимых на складе запчастей и т.п. А их стоимость устанавливает дилер, ориентируясь на рынок. Что касается гарантийных работ, то большинство поставляемых в Россию через официальных дилеров автомобилей иностранного производства имеют заводскую гарантию сроком на 1 год. Дилерская гарантия более продолжительная и устанавливается им самим. В этом случае с клиентом заключается договор, в котором подробно прописывается перечень ремонтных работ (в гарантию, как правило, не включают работы по «жестянке», ремонтные работы, произведенные на неавторизованных сервисах).

Соотношение доходов от сбыта машин и от оказания сервисных услуг зависит от рентабельности и объемов продаж выбранной марки автомобилей. Сейчас рентабельность сервисных работ для большинства иномарок выше, чем их продажа. Кроме того, многое определяется политикой инвестора: в раскрутку какого из этих двух направлений он вкладывает больше средств.

При расчете окупаемости вложений в автоцентры на Западе бизнесмены ориентируются на прибыль 2-3% с оборота и рентабельность на инвестированный капитал порядка 12-20%. Российские предприниматели вправе рассчитывать на большие величины, даже несмотря на снижение доходности отечественного автобизнеса по сравнению с началом 90-х годов.

Приблизительные сроки окупаемости солидного официального автоцентра для Москвы — около 3,5-4 лет со дня начала деятельности.

Мнение: Если говорить о доходности дилерства иномарок, то многое зависит от характеристик производственных мощностей (марка автомобиля, объем продаж, количество подъемников, перечень услуг сервиса, и т.д.). Повышение доходности возможно за счет:

  • увеличения коэффициента загрузки сервисного центра. В компаниях, успешно работающих на рынке, он равен примерно 0,7-0,8. На этапе запуска он редко составляет более 0,2-0,3;
  • продажи и установки сопутствующих товаров и аксессуаров для автомобиля: аудио и видео, сигнализация, антикор, охранные системы, парковочные радары, холодильники и пр.;
  • предоставления клиентам услуг по тюнингу: тонировка, аэродинамические пакеты, тюнинг двигателя; — подвески и т.д.; — развития продаж автомобилей в кредит; — развития системы Trade-in и реализации подержанных машин; — страхования автомобиля и других страховых услуг.

    Однако определяющий фактор — все же персонал автоцентра. Без привлечения сильных специалистов шансов «раскрутить» дилерство у инвестора практически нет.

Олег Найденов

Успех автодилера во многом определяется особенностями применяемой им маркетинговой стратегии и рекламной кампании. Набор рекламных носителей у всех дилеров одинаков: наружная реклама, радио, публикации в прессе. Рекламная кампания автоцентра согласовывается с представительством производителя. Степень свободы, которую оно предоставляет автодилеру при выборе носителей, различен в зависимости от брэнда. Кроме того, представительства проводят свои кампании, в которые включают информацию о своих дилерах.

Практика показала, что наиболее успешными рекламными инструментами московских автодилеров становятся рекламные щиты и перетяжки, размещенные на крупных автомагистралях в престижных районах столицы. Причем наибольший эффект имеют наружные рекламные носители, размещенные на трассах в местах образования автомобильных «пробок». Ведь если человек проносится мимо щита на скорости 120 км/ч, то вряд ли он успеет даже осознать смысл размещенной там информации. Совсем другое дело, когда потенциальный покупатель томится в пробке, и его взгляд наталкивается на профессионально сделанную рекламу. Еще одно эффективное средство привлечения внимания к дилеру — Интернет-сайт и рекламные публикации в наиболее авторитетных специализированных автомобильных газетах. Реальная отдача от размещенной на сайте информации приходит с минимальной инерцией (3-4 дня).

Расширить круг клиентов автоцентра помогает использование программ Trade-in. Схема проста: клиент приходит в автосалон со своей старой машиной. Эксперты салона оценивают остаточную стоимость автомобиля и составляют акт. Затем на основании акта определяется сумма доплаты за новую машину. Автосалон получает в собственность снятый с учета в ГИБДД автомобиль, а клиент сразу после полной оплаты разницы в стоимости автомобиля, приобретает новый. Старое авто салон может продать на вторичном рынке, гарантируя его юридическую чистоту и обеспечив потенциального покупателя информацией о его техническом состоянии. Отметим, что в Европе продажа машин по схеме Trade-in приносит дилерам больше дохода, чем реализация новых.

Автомобили в кредит

Действенный для дилера инструмент увеличения продаж — реализация машин в кредит, который оформляется прямо в помещении салона у представителя банка.

Для начала работы по программе автокредитования дилер заключает с банком рамочное соглашение о сотрудничестве, которое описывает процедуру выдачи кредита, порядок взаимодействия сторон и содержит формы документов, применяемых при данной процедуре.

Мнение: Автодилер должен обратиться в отдел кредитования банка. В большинстве случаев полезна встреча начальника кредитного отдела и/или куратора программы автокредитования с руководством дилерского центра. После подписания договора о сотрудничестве и передачи необходимой документации и программного обеспечения для предварительной оценки кредитоспособности заемщика прямо в автосалоне можно начинать работу. Наш банк с удовольствием поддерживает маркетинговые акции дилеров, предлагая несколько вариантов пониженной процентной ставки.

Александр Колошенко , член правления, Райффайзенбанк

Как правило, автосалон выделяет одного или несколько сотрудников, которые курируют клиентов, желающих купить автомобиль с использованием кредитных средств банка. Лучше, если банк проведет обучение менеджеров по продажам автодилера, чтобы они могли проконсультировать потенциального покупателя и при необходимости провели предварительный расчет параметров кредита.

Мнение: После одобрения банком клиента автосалон выставляет в банк счет на имя покупателя с указанием суммы, недостающей для оплаты полной стоимости автомобиля. Банк проверяет, соответствует ли данная сумма максимальному лимиту, который был одобрен для клиента. После заключения кредитного договора банк перечисляет средства на счет, указанный автосалоном в счете на оплату.

Екатерина Демыгина , вице-президент, Московский кредитный банк

Банк выполняет перед дилером все обязательства покупателя, а уже затем взимает с последнего причитающиеся проценты.

Мнение: В день оформления автомобиля в собственность также подписывается договор страхования. Оригинал ПТС и копия страхового свидетельства передается в банк через представителя автосалона.

Федор Жук , главный специалист Управления организацией продаж, Банк Москвы

Задача автодилера — заинтересовать клиента в приобретении автомобиля и подвести его к мысли о получении кредита для покупки в конкретном банке. Единственно, чем дилер может помочь покупателю, — уменьшить его процент по машине за счет своей маржи, тогда приобретение автомобиля у данного дилера через определенный банк станет клиенту выгоднее.

Антон Соколов Источник: журнал «Директор-инфо» № 30’2003

hobiz.ru

Бизнес план. Как открыть собственный дилерский центр

В нашей стране автобизнес имеет достаточно большие перспективы, при этом принося достаточный доход, как на непосредственной продаже машин, так и на сервисе.

Следует отметить, что спрос на автомобили настолько велик, что даже маленький центр достаточно известной зарубежной марки вполне может реализовывать не менее 400-600 автомобилей в течение одного года, а это совершенно не маленькие цифры, особенно по западным меркам.Вместе с тем открывая собственный дилерский центр, не стоит экономить на очень важных вещах: земля, строительство, оборудование, зарплата сотрудников, а также расходы на их обучение. Следует смириться с тем, что расходы предстоят совсем не маленькие.Очень многое зависит от самого производителя авто. Занимаясь его выбором, в первую очередь следует обратить особенное внимание на то, насколько качественны его машины: ваша репутация находится в прямой зависимости от того что и как вы продаете. Вполне, разумеется, чем весомее позиции на рынке занимает автопроизводитель, тем перспективы ваши окажутся выше.Встречаются также производители, которые стараются демпинговать и предлагают модели несколько устарелые — данные подходы к организации бизнеса уже не годятся. Вы должны работать с самым свежим рядом моделей.

Следует обратить внимание на то, каким образом производителем организовывается логистика, а также поставка на рынок запасных частей: пробелы, имеющиеся в названной области, автоматическим образом отражаются на клиентах, а это значит и бизнесе.В большинстве случаях у производителей имеются стандарты и корпоративный стиль, которые обязательно нужно соблюдать, по этой причине договориться о сотрудничестве можно далеко не с каждым.Во время строительства множество вопросов вам предстоит согласовывать с местными властями — а это говорит о том, что совсем не лишними окажутся связи в административных органах.Очень часто производитель требует через него вести закупку не только необходимых инструментов, однако, также мебели и иных расходных материалов. Смириться с этим все же вам придется.МестоположениеДилерскому автоцентру требуется находиться поближе к потенциальному покупателю, по этой причине для строительства необходимо подбирать место, где наблюдается достаточно хорошая проходимость. Таковыми могут служить всевозможные трассы, берущие направление к торговым центрам, по которым движутся клиенты. Вполне понятное дело, что вам предстоит хорошо потратиться также на множество дорожных указателей, которые смогут помочь клиенту без труда добраться до автосалона.Вместе с тем не стоит забывать о самой стоимости земли. Согласно современным стандартам подобный дилерский центр является не только точкой продаж, однако и сервисом как механическим, так и кузовным, а с данной целью необходимо достаточно места. Добавив сюда же необходимость наличия помещений под склад, вы наверняка сможете понять, почему поиск местоположения выступает одной из основных проблем во время старта.Помимо всего этого кузовной цех нуждается в соблюдении определенного ряда требований, К примеру, он не может быть построен поблизости с жилыми домами и водоемами. Не разрешено также открывать дилерские центры под проводами высоковольтных линий, а также в радиусе пятидесяти метров от жилых зданий. Это говорит о том, что вам предстоит изрядно потрудиться чтобы отыскать подходящее место для будущего автоцентра.

Встречаются часто компании, которые размещают свои автосалоны на первом этаже жилого дома, в данном случае все иные помещения размещаются на периферии. В представленном подходе имеются как плюсы, так и минусы.А первую очередь, аренда не всякий раз достаточно удобна: хозяин здания вполне может попросить вас выехать из помещения, что приведет в конечном итоге к потере денег.Кроме того, здание в собственности самым лучшим образом отражается на капитализации группы или компании, а это очень важно для потенциальных инвесторов.На наш взгляд, одним из наиболее подходящих вариантов окажется, когда сервисный центр располагается вблизи с шоу-румом. Во время приобретения очередного автомобиля, большинству покупателей очень важно убедиться в том, что о его машине позаботятся должным образом, а также увидеть собственными глазами, где и каким образом это будет выполнено.ИнвестицииДля таких городов, как Москва или Санкт-Петербург вложения в строительство и оборудование одного дилерского центра составят несколько десятков миллионов. Дилер марки класса премиум будет стоить порядком 31-40 млн$, дилер массового брэнда - $24 млн.Территориально для строительства серьезного дилерского центра вам понадобится приблизительно гектара два земли — условия далеко не из простых.Подходящее оборудование для сервиса также будет стоить не дешево. В каждый из сервисных постов предстоит отвести более $70 тыс. на покупку необходимого оборудования, подъемников, материалов для строительства.При этом на каждый из сервисных центров приходится вовсе не один пост.ПерсоналЕще одной немаловажной проблемой в автомобильном бизнесе является персонал.В нашей стране совершенно не хватает опытных специалистов, по этой причине большинство автодилеров занимается самостоятельным обучением сотрудников.Многие специалисты советуют приступать к подбору персонала для открывающегося дилерского центра еще за год. Кроме того можно отметить, что большинство специалистов применяют систему 20-80: в составе руководителей дилерства 20% сотрудников подбираются со стороны, а 80% с иных компании. При этом весь персонал, который был подобран тщательным образом, проходит практику в аналогичном дилерском центре. Это требуется для того, чтобы у каждого было как минимум месяцев шесть опыта работы в компании, где работает достаточно слаженная компания.Может случиться и так, что персонал уже набран, а команды все же не получается. Когда кто-то не сможет поладить между собой, это существенно разделяет людей. А в любом коллективе очень важен командный дух.ПродвижениеДля продвижения дилерского центра в большинстве случаях применяют различные автомобильные журналы, рекламу на радио, а также наружную рекламу. Более того, когда данный центр у вас уже не первый — можно также известить уже имеющихся клиентов о начале работы нового направления.Бюджет, направленный на продвижение находится в прямой зависимости от размера и месторасположения центра, а также от того, новый или уже существующий брэнд продвигается на рынок. Немало также зависит и от самого производителя, который на себя берет определенную часть расходов на рекламу.Продажа бизнесаБизнес, основанный на продаже машин достаточно специфический. Когда вы не можете заниматься продажей машин, это означает, что у других он также не будет идти, а, следовательно, маловероятно, что кто-либо захочет приобрести данный бизнес как бизнес. В данном случае среди наиболее дорогостоящих активов окажется земля. При этом само здание будет стоить гораздо дешевле, нежели инвестиции в него: каждым дилером здание строится именно под себя, по этой причине оно может оказаться пригодным далеко не для каждого из покупателей.

Отметим тот факт, что продавать дилерский бизнес можно только тогда, когда от данной продажи вы выручите гораздо больше средств, нежели вложили в его открытие. С иной стороны, если вести упорную работу на протяжении нескольких лет в данном бизнесе, то вполне есть шанс заработать хорошие средства.

biznestoday.ru

Бизнес-план автосалона

Что может быть приятней, чем владение собственным автосалоном? Подписать дилерское соглашение с автозаводом, построить автосалон и встречать платежеспособных клиентов.

Конечно, это очень упрощенная схема открытия автосалона. Для начала возьмемся за написание бизнес-плана. Это поможет вам определиться с перспективой данной бизнес идеи.

Бизнес-план автосалона: расчёт капитальных вложений

Для открытия автосалона необходимо прежде всего помещение:

1) помещение в 300 кв. м (из расчёта 30 кв. м под каждый автомобиль), для страховых компаний, представителей банков и автосервиса, ещё столько же.

Нужно продумать планировку: шоу-рум, магазин автозапчастей, офисные помещения, ресепшн, сервисный центр. Воспользуйтесь советами опытных специалистов, как лучше будет для удобства клиентов расположить помещения.

Для строительства такого дилерского комплекса потребуется инвестиции в 25 миллионов рублей.

Более миллиона долларов — в центре города. 5 миллионов долларов потребуется с центром техобслуживания.

Окупаемость – примерно 5-7 лет.

2) Более серьёзный вариант (ассортимент импортных марок авто) – более серьезные цифры — до 300 млн. рублей в строительство и оборудование автосалона.

3) Однако, для начала,можно обойтись и менее шикарным вариантом: оформить имеющееся подходящее помещение в соответствии с выдвинутыми требованиями дилеров.

Такой вариант, скорее всего, подойдёт отечественному производителю. Ваши затраты это сократит минимум вдвое (до 15 млн рублей).

Возлагается на дилера проведение рекламной компании (за его счёт). Каждый месяц в статье расходов это немалая сумма. Однако рекламным раздаточным материалом (макетами, буклетами, видеороликами для трансляции) дистрибьютор обеспечит.

ЗАКАЖИТЕ БИЗНЕС-ПЛАН С РАСЧЕТАМИ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС!

Риски реализации проекта автосалона

Так как бизнес-проект автосалона — предприятие довольно серьёзное, важно подумать о рисках.

  1. Вы будете получать небольшую прибыль на разнице между дилерской ценой и ценой производителя. Основные деньги автодилеры зарабатывают на «сопутствующих» услугах: сервисе, установке дополнительного оборудования. Поэтому надо быть готовым получить прибыль не сразу;
  2. Вложения в бизнес не ограничиваются только оборудованием автосалона. Плюс к этому: закупка автомобилей, приобретение тестовых и подменных автомобилей, сервисного оборудования;
  3. Очень важно развивать качественный сервис. Для этого необходимо подбирать и обучать автомехаников. А это еще одна существенная статья затрат;
  4. Срок окупаемости увеличит «привычка» дистрибьютора продавать не самые ходовые и востребованые марки авто. Существует понятие — модельный ряд. Должны присутствовать в автосалоне все последние модели и разработки производителя автомобилей.
  5. Авто для тест-драйвов станут дополнительным грузом, которые обязывают приобретать некоторые производители.

О том, как можно сократить стартовые вложения в бизнес

прочитать здесь

Бизнес-план автосалона: месторасположение

Для того, чтобы подобрать хорошее место для вашего автосалона, необходимо учитывать:

  1. Не далеко от вашего города оживлённая магистраль. Там и стоит организовывать автосалон;
  2. Проследите, чтобы в округе (максимум 30-45 минут езды автотранспортом) не было представительств-конкурентов такой же торговой марки, как и у будущего вашего автосалона;
  3. Будет гораздо выгоднее открыть дилерский центр такой марки, которая у ещё не представлена у вас в городе. Меньше проблем будет с привлечением покупателей и конкурентами.

В качестве сопутствующих услуг можно также рассматривать магазины автозапчастей.

Работа с персоналом

Потребуются высококвалифицированные специалисты для данного бизнеса, начиная от простого консультанта и заканчивая опытным руководителем.

Технология продаж в данном бизнесе особенно важна -это может повлиять всё на решение клиента или совершить покупку именно в вашем автосалоне.

Укажите в бизнес плане автосалона реальную сумму заработной платы сотрудникам.

В зависимости от итогов продаж вы можете предусмотреть размер премии, но для привлечения настоящий профессионалов к работе в вашем автосалоне оклад должен быть достаточным.

Особое внимание уделите разработке бизнес плана автосалона, и заручитесь поддержкой, наймите команду профессионалом.

На нашем сайте вы имеете уникальную возможность рассчитать срок окупаемости своего проекта всего за 15 минут. 

Перейти к расчету окупаемости проекта

Удачи вам в бизнесе!

www.b-i-plan.ru

Бизнес-план автосалона

Рынок иномарок в нашей стране по-прежнему растет за счет «пересаживания» автомобилистов с отечественных автомобилей или иностранного second-hand на новые машины. Пока эта тенденция сохраняется, в бизнесе будет выигрывать тот, кто сможет составить грамотный бизнес-план, организовать бесперебойные поставки, обеспечит нужный ассортимент в модельном ряду и избежит затоваривания складов неходовыми комплектациями.

Приблизительные сроки окупаемости солидного официального автоцентра для Москвы - около 3,5-4 лет со дня начала деятельности — стартовые инвестиции от 5 миллионов долларов.

Особенно сильно конкуренция ощущается на рубеже смены модельного года, когда каждый поставщик стремится сделать свое предложение максимально привлекательным для покупателя за счет скидок, подарков и т.д. Именно тогда дистрибьютору требуется значительный запас прочности.

Рынок иномарок постепенно приобретает все черты европейских аналогов. Но и сегодня инвестор, решивший войти в этот бизнес, может рассчитывать на зримый прирост своего капитала. Это подтверждается и пристальным вниманием к отечественному рынку практически всех мировых производителей, и постоянно растущим спросом на иномарки со стороны потребителей.

В настоящее время многие автомобильные компании считают российский рынок приоритетным. Выбирая стратегию его завоевания, одни строят в России сборочные заводы, другие ограничиваются только налаживанием сбытовой и сервисной сети. Но в любом случае для доведения продукции до потребителей им нужны официальные дилеры. Их требуется с каждым днем все больше и больше. Как выбрать марку для дилерства?

В принципе, инвестор может выбрать любую марку. Главное при этом - получить согласие самого производителя. Начинающему дилеру стоит учесть несколько нюансов.

  • Можно попробовать войти в бизнес с более дешевого сегмента автомобилей, а затем, набрав определенный опыт, перейти к дилерству машин класса «премиум». Дилерство российских марок вряд ли принесет инвестору значительный доход. Их стоимость невысока, а значит, и маржа от их продажи будет небольшой. Да и рыночных возможностей для новых дилеров намного меньше.
  • Наличие в России официального импортера значительно облегчит процесс закупки, доставки машин в салон, а также обеспечит дилеру более гибкие финансовые условия работы.
  • Чем разнообразнее модельный ряд, шире гамма дополнительного оборудования, отделки салона и пр. предлагает производитель, тем сложнее начинающему дилеру рассчитать потребность в автомобилях заранее, а значит, могут возникнуть проблемы с реализацией.
  • Успех дилера зависит от степени квалификации и уровня подготовки автомехаников. Исходя из этого, для начинающих инвесторов более привлекательны производители, которые организуют тренинги и курсы повышения квалификации для сотрудников своей сети.
  • Теоретически начинающий предприниматель может начать бизнес по франчайзинговой схеме, т.е. используя брэнд уже известного рынку дилера, открыть свой автоцентр. В этом случае он столкнется с двойным контролем над своей деятельностью, как со стороны франчайзера, так и со стороны автопроизводителя.
  • Достаточно перспективна продажа иностранных грузовых автомобилей. Пока еще этот сегмент автобизнеса не заполнен. Сейчас на отечественный рынок активно продвигается Renault, Man, Volvo, хотя потребители все еще предпочитают приобретать подержанные иностранные грузовики.
По автомобилям класса «премиум» рынок постепенно заполняется, а значит, в этом сегменте дилерских центров открывается все меньше и меньше. Ведь покупатели таких автомобилей составляют всего около 2% населения. А по более дешевым иномаркам возможностей для открытия автосалонов пока что хватает.

Сегмент рынка подержанных автомобилей неуклонно развивается, и уже многие автодилеры одновременно торгуют и подержанными машинами. Практикуется и trade-in, когда автомобиль с пробегом сдается в счет оплаты нового, или простой выкуп машины с последующей ее продажей. Однако реальные объемы таких продаж пока очень малы: примерно десять к одному. В западных странах все совершенно иначе: на каждую проданную дилером новую машину приходится одна подержанная.

Да и повторное взимание НДС при реализации подержанных автомобилей тоже не способствует развитию рынка подержанных автомобилей. Но даже если налог начнут удерживать с разницы между ценой покупки и продажи, останутся другие нерешенные проблемы. И прежде всего необходима прозрачность рынка, характерная для Запада.

Например в Америке, решив продать машину, человек обращается к соответствующим информационным ресурсам в Интернете. Задает все необходимые параметры вплоть до цвета, особенностей комплектации — и получает в ответ точную информацию о ценовых характеристиках сделок, совершаемых с аналогичными автомобилями за последний месяц, в том числе и в своем штате.

Западные производители также поддерживают рынок подержанных автомобилей. При продаже подержанной машины дилер должен выполнить некоторые условия, что позволяет сохранить определенный объем гарантийных обязательств. Сведения о «истории» каждого автомобиля накапливаются в единой базе данных. В итоге обслуживать и ремонтировать его можно у любого официального дилера. Все эти стимулы приводят к том что потенциальные покупатели автомобилей с пробегом обращаются именно в дилерские салоны, не пытаясь как в России, самостоятельно искать покупателя или продавца и заключать рискованные сделки.

Если подобная логика будет реализована в России, на рынке подержанных машин действительно произойдет революция. А отношения между частными лицами уступят место сделкам между частными лицами и официальными автосалонами.

Порог вхождения в автобизнес зависит от выбранной инвестором марки и местоположения, где планируется продавать автомобили. Понятно, что в регионах объем стартовых инвестиций будет меньше, для открытия же московского дилерского центра нужны солидные вливания.

После определения марки и местоположения инвестор должен согласовать с представительством профиль своей будущей деятельности. Многие производители нацелены прежде всего на открытие комплексных дилерских автоцентров, которые оказывают полный набор услуг по автомобилям данной марки (продажа, гарантийное обслуживание, ремонт и продажа запчастей). И одним автосалоном предпринимателю не обойтись. Но в некоторых случаях бизнесмен может начать с авторизованного салона без сервиса. При этом он обязан в дальнейшем открыть полноценный автоцентр.

Варианты размещения автоцентра

  1. размещение в зданиях бывших автопарков. Стоимость аренды подобных помещений в Москве составляет от 200-500 долл./кв. м. Минимальная площадь - 450 кв. м.
  2. реконструкция подходящих объектов. Требуется площадь не менее 1500 кв. м (аренда - от 150 долл./кв. м). Стоимость подготовки здания - около 700 тыс. долл., сервисное оборудование - 300 тыс. долл., оформление - 50 тыс. долл., приобретение запчастей - 80 тыс. долл., приобретение автомобилей - от 350 тыс. долл. Следует учесть, что подобная переделка в соответствии с европейскими стандартами очень сложна и затратна
  3. строительство одиночных автоцентров среднего класса (около 2,4 млн. долл.). Приобретение земли - около 0,2 га (300 тыс. долл.), строительство салона (около 1700 кв. м, от 815 тыс. долл.), сервисное оборудование - 300 тыс. долл., оформление - 50 тыс. долл., приобретение запчастей - 80 тыс. долл., покупка автомобилей - от 350 тыс. долл.
  4. строительство автоцентра, отвечающего мировым стандартам (от 3 млн. долл. и выше). На окончательную стоимость будут влиять месторасположение центра, способ оформления прав на землю (собственность или аренда), размеры здания, стоимость оборудования и т.п.

Для официального дилера известной мировой марки автомобилей последний вариант наиболее предпочтителен.

Популярна сегодня следующая схема: строится крупный головной автоцентр, который занимается продажей и техобслуживанием машин, а в разных районах города открываются офисы по продаже автомобилей, сервисные услуги по которым клиент может получить в головном салоне.

Несмотря на значительное «побеление» российского автодилерства, некоторое количество «серых» дилеров (т.е. не имеющих контракта с производителем) на рынке все еще сохраняется. Инвестировать средства в «серый» автоцентр инвестору, стремящемуся к респектабельности, не имеет смысла. Многие российские представительства зарубежных автопроизводителей добились специальных цен для своих официальных партнеров, что сразу же сказалось на уровне рентабельности «серых» дилеров. И таможня с подачи тех же представительств также не всегда лояльно относится к «неофициалам».

Постоянный отток клиентов от «серых» дилеров к официальным гарантирован, поскольку последние обеспечивают европейский уровень услуг по продаже и ремонту автомобилей. Как организовать дилерский центр?

Если предприниматель хочет инвестировать средства в автосалон, отдав их в управление команде профессионалов, а затем получить определенную прибыль на свои вложения, то ему достаточно просто стать акционером создаваемой компании. Если же он решил собственноручно возглавить дело, то ему необходимо начать со следующих основополагающих шагов:
  • собрать команду профессионалов, как минимум, топ-менеджеров. В самом крайнем случае это должен быть опытный руководитель-коуч, давно занимающийся автобизнесом, который представляет себе, как формируется стратегия развития дилерского центра и как она потом реализуется на практике;
  • приобрести (купить/взять в аренду) земельный участок под застройку желательно на первой линии крупнейших транспортных артерий города, пересечении МКАД и федеральных дорог. К участку должен быть удобный подъезд. Сейчас самый лакомый кусок - Третье транспортное кольцо;
  • разработать подробный детальный бизнес-план реализации проекта. Для старта нужен просчет объема и структуры планируемых инвестиций, точки безубыточности и момента выхода на желаемую норму рентабельности.

Инвестор должен четко представлять, что хорошая прибыль на автобизнесе появится только после серьезных стартовых вложений. Причем речь идет не только о строительстве, закупке оборудования, товара, аксессуаров, но и о найме квалифицированного персонала, создании корпоративной культуры, внедрении современных баз данных и многом другом.

Мнение Если говорить о московском дилерском центре (автосалон, станция техобслуживания, склад запчастей) солидной европейской марки, то минимальные инвестиции - от 5 млн. долл. Конкретная величина зависит от выбранной инвестором марки.

Все начинается с запроса в официальное российское представительство автопроизводителя. Необходимую информацию можно посмотреть на www.auto-dealer.ru/dealers.asp . На сайте любого представительства есть адрес для потенциальных деловых партнеров, по которому инвестор направляет письмо о намерении стать автодилером данной марки и получает в ответ формализованные анкеты.

У всех автопроизводителей свое содержание анкет. Если у инвестора уже есть свой автобизнес, то в анкете он предоставляет сведения о своей компании, ее текущей деятельности, активах, предлагаемом для организации сервисного и торгового центра помещении, рынке данного региона, планах развития компании, фотографии и план расположения на местности.

Если же у инвестора есть только выделенный земельный участок, то основной акцент нужно сделать на бизнес-плане, где должны быть оговорены основные параметры работы (количество продаж авто, объемы оказываемых услуг и пр.). Инвестор предоставляет также финансовые гарантии обслуживающих банков.

В большинстве представительств есть менеджер по развитию дилерской сети. Сначала общаться придется именно с ним. Он запросит более детальные сведения по некоторым вопросам и затем, если предложение потенциального партнера заинтересует, посетит будущего дилера.

Если представительство все устраивает, речь пойдет о начале сотрудничества. Решение об открытии дилерского центра принимает представительство или наделенная полномочиями компания-импортер. На этом этапе стороны могут подписать протокол о намерениях, в котором зафиксируют порядок строительства, открытия, закупки оборудования и т.п., приобретение партии автомобилей, план продаж на год, рекламную компанию и т.д. Невыполнение потенциальным дилером обязательств и сроков, указанных в данном протоколе, является достаточным основанием для отказа от сотрудничества со стороны производителя.

Такой протокол может и не подписываться. В любом случае юридическая основа сотрудничества производителя и дилера - дилерский договор. Момент его заключения у разных производителей индивидуален. Зачастую он приурочен к окончанию строительства автоцентра перед его открытием.

Типичный автоцентр включает в себя выставочный зал (так называемый show-room), зону отдыха для посетителей, офисы персонала, склад для автомобилей и запчастей, сервис. Возведение и оборудование здания автоцентра занимает в среднем около 1,5 лет. В зависимости от марки машин и масштабов центра, стоимость строительства колеблется от 1,5 до 19 млн. долл.

Автопроизводитель чаще всего предъявляет набор требований и пожеланий, касающихся архитектурного плана, корпоративного дизайна и подбора цветовой гаммы, оборудования и инструментов, мебели. Дилеру может быть предложено на выбор несколько сертифицированных производителем поставщиков оснащения. Стоимость оборудования зависит от размеров техцентра; скажем, средняя техстанция Ауди на 25 рабочих мест обойдется инвестору в 450-500 тыс. долл.

В рамках требований производителя дилер может предпринять шаги по оптимизации сметы на строительство. Допустим, в автосервисе вместо дорогих плунжерных подъемников (около 6 тыс. долл. каждый) можно поставить стоечные немецкие (4 тыс. долл.) или итальянские (3 тыс. долл.). В принципе можно укомплектовать сервис и российскими подъемниками за 1-1,5 тыс. долл., если, конечно, автопроизводитель не будет против. Ведь практически каждый шаг при строительстве и оборудовании автоцентра солидной мировой автомарки согласуется. Поэтому риск сделать в итоге «что-то не так» для инвестора невелик.

При возведении многопрофильного автоцентра предприниматель должен учесть определенные строительные нормы, например кузовной ремонт относится к вредному производству, поэтому существуют требования по удаленности от жилых строений.

Для осуществления автодилерской деятельности необходимо, чтобы компания-дилер была занесена в торговый реестр (это требуется как для продажи автомобилей, так и для реализации запчастей и пр.). Свидетельство о внесении в торговый реестр г. Москвы выдает Управление потребительского рынка администрации района г. Москвы. Что касается автосервиса, то там нужно иметь сертификаты Ростеста (www.rostest.ru) на определенные виды работ (предпродажная подготовка, работы по электрике, ходовой части и пр.).

На каждую партию автомобилей дилер заключает контракт, в котором подробно оговорены условия поставки и цена. Бизнес-процесс может быть организован следующим образом.

  1. покупка машин в стране-изготовителе. Дилер приобретает автомобили напрямую на заводе производителя. Он сам страхует машины, доставляет к себе в салон и растамаживает (как правило, для официальных дилеров эта процедура упрощена и проводится приблизительно за 1-2 дня). В салоне автомобили проходят предпродажную подготовку. Таким образом, на плечи дилера ложится полный комплекс проблем, связанных с доставкой авто от ворот завода до дверей своего салона. Средний таможенный платеж за машину класса «премиум» составляет приблизительно 56% и рассчитывается от стоимости приобретения на заводе плюс затраты на транспортировку до границы и страховку (примерный расчет можно сделать на сайте www.tks.ru/auto/calc.shtml ). Если доставка машин из-за рубежа (по Европе) организуется собственными силами, то необходимо либо создание своей службы доставки или полноценной транспортной компании, либо аренда автовоза у других автодилеров или транспортных компаний (приблизительная стоимость аренды - 1800 евро за рейс). У перевозчика должны быть в наличии лицензия на перевозку грузов в международном автомобильном сообщении, лицензия общероссийского таможенного перевозчика, сертификат соответствия международным нормам Евро-2 и Евро-3. Перевозка на «чужом» автовозе меньшего количества машин, чем его полная емкость (7-9 шт.), обойдется дороже, поскольку владельцы автовоза будут вынуждены доукомплектовать его автомобилями других дилеров.
  2. приобретение машин у российского официального импортера. В последнее время наблюдается тенденция централизованных поставок машин в Россию по отдельным маркам. На такую схему перешли в частности BMW, Ford и General Motors. В начале сентября ожидается открытие импортера Volkswagen. В этом случае все вопросы с транспортировкой автомобилей в Россию и их таможенным оформлением решает импортер. «По деньгам» для дилера оба варианта в итоге приблизительно одинаковы. Но для новичка более привлекателен второй вариант. Чаще всего производители работают с российскими дилерами на условиях 100%-ной оплаты отгруженных автомобилей (Audi, Volkswagen, Toyota, Honda). Если у производителя на российском рынке есть официальный импортер с общим для всех дилеров складом, то последние могут взять машины на условиях товарного кредита (например, BMW, Volvo, Opel и др.). Дилер берет с общего склада партию автомобилей и в течение календарного месяца распродает ее. Если по истечении срока остались нереализованные машины, то на их стоимость импортер ежедневно начисляет пени. По прошествии, скажем, трех месяцев дилер обязан выкупить непроданный товар. Поэтому тщательный помесячный расчет плана продаж в этом случае особенно важен.
Практика показывает, что средний годовой объем продаж, с которого начинает автодилер солидной автомобильной марки класса «премиум», - 250-450 машин в год. Меньший объем сбыта невыгоден. Рассчитывая реализацию более дешевых марок автомобилей, инвестор может взять за ориентир около 1000 машин в год.

В первую очередь это зависит от выбранной марки производителя. Если он предлагает широкую линейку моделей, то дилеру, соответственно, приходится держать на складе много машин, и наоборот. Практика показывает, что на складе дилера в любой момент времени должно находиться автомобилей в 2 раза больше, чем планируется продать за месяц. То есть, если план на данный месяц - 20 машин, то на складе должно быть 40 машин.

Каждый производитель устанавливает дилерам цены. При этом учитывается маржа, которую должен получить последний для своего развития. У каждого производителя, разумеется, свой размер маржи. Однако сейчас в России она составляет в среднем 8-15% от стоимости автомобиля. Для привлечения клиентов дилер может предпринимать рекламные акции по снижению цен, но, разумеется, за счет уменьшения своей маржи.

При четком выполнении дилерского плана производитель, как правило, предоставляет бонусы (разумеется, если это оговорено в дилерском договоре). Причем производителю важно выполнение именно помодельного плана.

Что касается сервисного обслуживания в автоцентре, то производитель регламентирует технологию ремонта и нормативы времени на выполнение той или иной работы, перечень гарантийных работ, минимальный набор хранимых на складе запчастей и т.п. А их стоимость устанавливает дилер, ориентируясь на рынок. Что касается гарантийных работ, то большинство поставляемых в Россию через официальных дилеров автомобилей иностранного производства имеют заводскую гарантию сроком на 1 год. Дилерская гарантия более продолжительная и устанавливается им самим. В этом случае с клиентом заключается договор, в котором подробно прописывается перечень ремонтных работ (в гарантию, как правило, не включают работы по «жестянке», ремонтные работы, произведенные на неавторизованных сервисах).

Окупаемость вложений в автобизнес

Соотношение доходов от сбыта машин и от оказания сервисных услуг зависит от рентабельности и объемов продаж выбранной марки автомобилей. Сейчас рентабельность сервисных работ для большинства иномарок выше, чем их продажа. Кроме того, многое определяется политикой инвестора: в раскрутку какого из этих двух направлений он вкладывает больше средств.

При расчете окупаемости вложений в автоцентры на Западе бизнесмены ориентируются на прибыль 2-3% с оборота и рентабельность на инвестированный капитал порядка 12-20%. Российские предприниматели вправе рассчитывать на большие величины, даже несмотря на снижение доходности отечественного автобизнеса по сравнению с началом 90-х годов.

Приблизительные сроки окупаемости солидного официального автоцентра для Москвы - около 3,5-4 лет со дня начала деятельности.

Если говорить о доходности дилерства иномарок, то многое зависит от характеристик производственных мощностей (марка автомобиля, объем продаж, количество подъемников, перечень услуг сервиса, и т.д.). Повышение доходности возможно за счет:

  • увеличения коэффициента загрузки сервисного центра. В компаниях, успешно работающих на рынке, он равен примерно 0,7-0,8. На этапе запуска он редко составляет более 0,2-0,3;
  • продажи и установки сопутствующих товаров и аксессуаров для автомобиля: аудио и видео, сигнализация, антикор, охранные системы, парковочные радары, холодильники и пр.;
  • предоставления клиентам услуг по тюнингу: тонировка, аэродинамические пакеты, тюнинг двигателя;
  • подвески и т.д.;
  • развития продаж автомобилей в кредит;
  • развития системы Trade-in и реализации подержанных машин;
  • страхования автомобиля и других страховых услуг.
Однако определяющий фактор - все же персонал автоцентра. Без привлечения сильных специалистов шансов «раскрутить» дилерство у инвестора практически нет.

Рейтинг: 6/100

up2go.ru


Смотрите также