Студентам

Каршеринг как бизнес


Краткосрочная аренда автомобилей, или каршеринг – выгодно ли начинать бизнес?

Каршеринг по спросу в крупных городах скоро может догнать долгосрочную аренду машин и привычное всем такси, предоставив возможность для реализации собственного бизнес-плана. Что это такое, можно ли реализовать данную бизнес-идею, с какими трудностями можно столкнуться и насколько высока рентабельность – далее в статье.

Суть бизнеса

Буквальный перевод слова «car sharing» означает «обмен автомобилями». На деле это реализуется в кратковременной аренде машины, но при этом пользователю не нужно ехать за ней в автопарк, подписывать договор или делать заказ путем телефонного звонка.

Владелец автопарка машин для каршеринга проплачивает парковочные места в разных востребованных точках города, размещает там авто и создает приложение для мобильных устройств, благодаря которому клиент может забронировать себе необходимый транспорт на требуемое для него время (обычно не более суток).

Все общение, по большей части, происходит через программу на смартфоне, хотя для экстренных случаев существует и горячая линия с консультантами.

Владелец каршеринга предоставляет:

  • авто разного класса по различной поминутной оплате;
  • платное приложение на смартфон;
  • регулярное техобслуживание и заправку топливом машин;
  • зарегистрированный страховой полис;
  • оплату и резервирование парковочных мест для своих автомобилей;
  • 20 бесплатных минут на то, чтобы добраться до выбранной машины.

Клиент, который пользуется каршерингом, должен:

  • при регистрации учетной записи в приложении компании, связать её со своей действующей банковской картой;
  • большинство служб по каршерингу предупреждает, что в случае аварии автомобиля во время пользования им, денежную ответственность несет заказчик;
  • оставлять машину на оговоренной заранее парковке.

Каршеинг удобен для тех, кто:

  • не любит пользоваться услугами такси;
  • предпочитает сам выбирать маршрут и скорость передвижения машины;
  • не желает бросать свое авто на парковках возле аэропортов или вокзалов;
  • хочет, не приобретая личный автомобиль, наслаждаться ездой на удобном транспорте.

Причин может быть еще много, обусловленных личными жизненными ситуациями каждого. Но следует признать, что на территории России каршеринг явно прижился пока только в Москве и Санкт-Петербурге.

Данный бизнес требует плотной густоты заселения города.

Форматы

Каршеринг имеет 3 основных формата, непосредственно бизнесом из которых, является только первый:

  • One-way carsharing – компания сдает свои автомобили в краткосрочную аренду, что и является её единственным средством получения доходов.
  • Peer-to-peer carsharing – автомобили предоставляет фирма или частное лицо в непродолжительную аренду, но данный род деятельности не основной для арендодателя, а денежный взнос за пользование авто может быть формальным или отсутствовать вовсе (например, компания предоставляет свой автопарк в пользование служащим на время работы).
  • Fractional carsharing – совместное владение и пользование автомобилями группой лиц, не получающих от этого прибыли.

Плюсы, минусы и риски

Главным плюсом каршеринга является поддержка государства, которое предлагает в 3 раза более дешевые парковочные места для машин таких компаний. Это обусловлено надеждой на то, что кратковременная аренда авто поможет:

  • разгрузить дороги городов;
  • снизить вероятность пробок и аварий;
  • улучшить экологическую ситуацию.

Подсчитано, что за сутки одна машина каршеринга может полноценно заменить 10 личных автомобилей.

Немаловажным фактором является и весьма низкая конкуренция. На города с населением более миллиона человек сейчас приходится до 3 каршеринговых компаний, которые не смогут ответить на весь спрос (по России, их чуть больше в Москве и Санкт-Петербурге), однако согласно отзывам в интернет-сети у всех есть слабые стороны и недоработки, предусмотрев которые, можно обойти конкурентов.

К минусам относятся колоссальные начальные вложения. По подсчетам финансистов, чтобы открыть свою каршеринг-компанию понадобится не менее 6 миллиардов рублей.

Также следует сказать о низкой пока известности данной услуги в странах СНГ. Однако те пользователи, которые уже опробовали каршеринг, говорят, что он куда удобнее и дешевле, чем поездки на такси. А это свидетельствует о большом потенциале к развитию краткосрочной аренды автомобилей.

Первый риск, который приходит в голову, это отсутствие окупаемости. Особенно стоит задуматься над данным недостатком в маленьких городах.

К негативным вариантам развития событий также можно отнести:

  • вандализм авто;
  • серьёзные аварии;
  • угоны машин;
  • взлом рабочего приложения;
  • как следствие всего вышеперечисленного — утрата доверия клиентов.

С чего начать? Поэтапный план развития

Подготовка к созданию частного бизнеса по каршерингу длительная и сложная. Состоит она из таких шагов:

1. Сначала следует зарегистрировать дело, учитывая размеры вкладываемой суммы. Желательно чтобы предприятие имело несколько инвесторов во главе и было оформлено как общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Вид деятельности – лизинг и аренда легковых автомобилей и легких автотранспортных средств.

Выбирая системы налогообложения рекомендуется воспользоваться её упрощенной формой (УСН). Она предполагает:

  • денежные перечисления 1 раз в 3 месяца;
  • 1 годовой налоговый отчет;
  • ставка от 5% до 15%, вычисляемая из суммы доходов с учетом вычета расходов или фиксированная ставка 6% от доходов.

Для каршеринга выгоднее выбирать первый вариант, поскольку на первых порах расходы будут составлять более 60% от доходов.

2. В завершении документационного оформления открывается расчетный счет организации.

3. Далее идет уже трудоемкая работа по поиску офиса в центре города, где должен располагаться:

  • кабинет директора;
  • приемная;
  • колл-центр;
  • кабинет для IT-специалистов, которые работают с программой и сайтом компании.

Это означает, что помещение должно быть просторным и хорошо обустроенным, поскольку в нем придется принимать потенциальных инвесторов, клиентов или журналистов.

4. Следующий шаг – поиск и оформление парковочных мест, они должны быть возле:

  • крупных сетевых магазинов;
  • бизнес-центра города;
  • вокзалов;
  • аэропортов;
  • значимых развлекательных объектов (популярных клубов, стадионов, театров, цирков).

5. Автомобили, особенно те, которыми пользуются разные люди, часто ломаются и нуждаются в быстром ремонте. Следовательно, необходимо заключить контракт с автосервисом на регулярное сотрудничество. Это обеспечит лояльную оплату и частые скидки.

6. Ни один бизнес не выживет сейчас без рекламы. Придется заняться:

  • разработкой бренда;
  • рекламными компаниями;
  • открытием официального сайта.

Желательно обратиться к опытному маркетологу, воспользоваться услугами профессионального дизайнера и веб-студии.

Финансовые расчеты, рентабельность

Основные расходные статьи:

  • На оформление необходимой документации при регистрации бизнеса потребуется около 30 тысяч рублей.
  • На расчетный банковский счет компании необходимо внести 1 млн. рублей в качестве оборотного капитала.
  • Аренда офиса и парковочных мест для автомобилей обойдется около 200 тысяч рублей в месяц. К этой сумме следует прибавить ежемесячную оплату персонала, которая может составлять от 100 до 200 тысяч рублей.
  • Наиболее высокая статья расходов – это закупка автомобилей. В начале понадобится минимум 10 машин (из них 3 малого класса, 6 – среднего, и 1 – люкс). Логичнее всего приобрести авто в кредит. Первичный взнос составит около 2-х млн. рублей, а ежемесячный — приблизительно 100 тысяч рублей, сроком на 4 года.

Кроме того, будут и дополнительные статьи расходов, общая сумма которых может составить около 2 млн. рублей. К ним относятся:

  • оформление КАСКО;
  • установка на машины систем удаленного контроля и маячков;
  • брендирование автомобилей (нанесение на них логотипа, рекламы, сведений о тарифной сетке);
  • техническое обслуживание автомобилей;
  • топливо.

Отдельной статьей расходов будет маркетинговая кампания, без которой описываемый вид бизнеса точно не будет рентабельным, ввиду низкой популярности у населения. К этому пункту относятся:

  • реклама на местных СМИ;
  • приобретение мест на билбордах города;
  • создание и раскрутка сайта компании;
  • таргетинг;
  • разработка дизайна фирмы (логотип, цвета);
  • создание качественного мобильного приложения под основные операционные системы, синхронизированного с GPS.

Первые 1-2 года явной прибыли ждать не стоит, более того в проект скорее всего придется регулярно инвестировать средства.

Говорить об активном продвижении каршеринга можно только в густонаселенных городах с высокими ценами на услуги такси. Только при наличии этих двух условий временная аренда автомобиля станет выгодной пользователю, а значит появится необходимый для развития бизнеса спрос.

Работа по франшизе

Более щадящими условиями для открытия каршерига является оформление франшизы. Это автоматически избавляет от половины работы, связанной с оформлением, от всех затрат на маркетинг и обучение персонала. В общей сложности вложения будут в разы меньше, а срок окупаемости составит от полугода до 12 месяцев. На 2020 год франшизу в России предлагают:

Но следует понимать, что за столь легкий вариант в открытии каршеринга придется отдавать от 10% дохода.

Подробнее узнать о подводных камнях каршеринга можно, посмотрев видео с одной из первых основательниц этого вида бизнеса в Москве:

Каршеринг представляет собой абсолютно новую услугу в сфере городского транспорта, а потому пока мало популярную и по сути не нужную в небольших городах. Как бизнес, временная аренда машин несомненно имеет будущее, но сейчас его рентабельность низкая, а затраты будут окупаться в течение долгих лет.

moyaidea.ru

Как организовать каршеринг – бизнес на аренде автомобилей

Необходимо определиться с понятиями, прежде чем приступать к разработке всякого плана. Каршеринг – всё ещё новое для многих слово, которое просто заменяет длинное словосочетание «краткосрочная аренда автомобилей». В отличие от «простой» аренды машин, данный вид бизнеса широко распространился не только в западных странах, но и по всему миру. Россию уже можно причислить к числу бурно развивающихся в этом направлении стран, а Москва и вовсе – один из лидеров.

Толчок развитию каршеринга дают крупные города, миллионники. Поскольку их в России только официально уже насчитывается шестнадцать (в остальной Европе – чуть более двух десятков), то странно было бы ожидать того, что каршеринг как бизнес в стране не приживётся.

Сегодня на российском рынке уже не один десяток действующих игроков. Учитывая, что всё больше людей узнают о том, как организован каршеринг, можно ожидать усиление конкуренции в несколько раз в ближайшие несколько лет. Данный вид бизнеса всё чаще становится доступным для малых предпринимателей, притом не только в городах-миллионниках.

Каршеринг как бизнес-проект: кто и что делает его рентабельным?

Основной спрос на краткосрочную аренду автомобилей обеспечивают жители крупных городов. Как правило, они социально активны, но это не является строгим правилом. Чтобы понять, как устроен бизнес каршеринг в Москве или Санкт-Петербурге, в первую очередь необходимо понимать, что наиболее надёжные и частые пользователи – это офисные работники, которым не просто удобно, комфортно, но и выгодно ездить не на своей машине час-два, а то и буквально несколько минут.

Путь от дома до офиса и обратно часто занимает от двух часов и более: сюда могут входить и путь пешком до места отправления (метров, автобусные и троллейбусные, травмайные остановки), и пересадки, и путь до работы; и, соответственно, обратная последовательность «путешествия». Учитывая рост тарифов на общественный транспорт, каршеринг может оказаться более выгодным предприятием и по временным затратам, и по финансовым, и по части удобства.

Не стоит забывать, что на каршеринге добраться до места могут минимум 3-4 человека, что в конечном итоге даст ощутимую выгоду. В этом отношении на ум сразу приходят услуги такси. Однако и у «жёлтых шашечек» краткосрочная аренда способна выигрывать, поскольку таксисты, если искать наиболее экономный вариант, могут плохо знать город или вовсе с трудом изъясняются по-русски, ожидание порой превосходит все разумные пределы; чтобы максимально снизить риски неудачной поездки, придётся заплатить подчас немалую сумму.

Как открыть каршеринг в Москве? Выгоден ли такой бизнес?

В общем, каршеринг как бизнес-проект не просто имеет право на жизнь, а сформировался под влиянием самых обычных экономических условий. Стремление граждан узнать, как открыть каршеринг и как на нём заработать держится на всё ещё невысокой конкуренции, которую мы видим. Разве что в Москве рынок краткосрочной аренды заполнился быстро, однако в главном городе России местные власти, мэрия и правительство, оказали существенную поддержку, обеспечив массой «зелёных зон» – мест для парковки.

На сегодня для организации бизнес-каршеринга в Москве уже недостаточно нескольких автомобилей – вас просто не заметят. Заметным же быть жизненно необходимо, и при малом автопарке запустить «сарафанное радио» будет крайне трудно; точнее, процесс получится крайне не быстрым. Другой вариант – агрессивная реклама, но сам по себе этот вариант не выгоден при наличии всего нескольких, и даже десятка единиц техники.

Чтобы открыть каршеринг в Москве и получить рентабельное предприятие, необходимо иметь в наличии хотя бы несколько десятков автомобилей и такой уровень организации дела, который позволит избежать большей части ошибок новичков. Неплохо изучить на практике ошибки, которые допускали другие операторы, ваши конкуренты. Например, поначалу некоторые из них заходили на рынок без мобильного приложения, а теперь эта опция является фактически обязательной. Само собой, за разработку придётся заплатить.

Важно проработать юридические вопросы и вопросы страховки, обратившись к соответствующим специалистам. Впрочем, для конечного клиента данные вопросы второстепенны, и сталкиваются они с ними только при возникновении проблем – чтобы не подмочить репутацию, загубив дело из-за одной мелкой аварии, следует заранее позаботиться о юридической, страховой поддержке.

Впрочем, каршеринг как бизнес способен выжить только тогда, когда клиент получает то, что его интересует первым делом. В перечень таких клиентских запросов следует включить следующие:

  • простая и быстрая проверка личности (чем ниже требования – тем шире круг потенциальных пользователей каршеринга);
  • быстрый доступ к автомобилю (заранее определённые места для парковок, их видимость на карте, количество свободных машин, лёгкость и вариативность оплаты услуги);
  • лёгкость в эксплуатации машины (открытие и закрытие аренды, коробка «автомат», возможности дозаправки);
  • комфорт (порядок в салоне, отсутствие технических шероховатостей (например, стук подвески, чистота кузова);
  • бонусы (акции, флэш-мобы в социальных сетях, деньги за дозаправку автомобиля).

Как открыть каршеринг в регионе? Выгоден ли такой бизнес?

По своей форме организация каршеринга в регионах, на местном уровне не отличается от столичной, но имеет свою специфику. Конечно, речь идёт о том, что краткосрочная аренды автомобилей вообще в диковинку в очень многих отдалённых (и не очень) от столицы местах. Однако в мире немало примеров того, как этот бизнес имеет право на жизнь в городах с населением в несколько сотен и даже десятков тысяч человек.

В России открыть каршеринг в регионе без города-миллионника до недавних пор не доводилось никому (первым исключением стал Грозный), но свои операторы есть и в Сочи, и в Подольске. Чтобы заработать на аренде, скорее всего, потребуется терпение.

Первая задача – приучить клиентов к тому, что брать машину на пару часов в аренду – это нормально. В этом отношении важно осуществлять ликбез, доступно объясняя механизм работы каршеринга на официальном сайте, в мобильном приложении. Ускорит процесс взаимодействие с популярным местными СМИ, особенно в интернете.

Вторая важная задача – обеспечить стабильную работу. Ожидать чудес на первых порах не стоит. Но избежав ряда ошибок предшественников и используя опыт конкурентов, открыть рентабельный каршеринг-бизнес и в Москве, и в регионе вполне реально.

Важно заметить, что необязательно набивать шишки, стартуя с нуля. На сегодняшний день есть предложения уже действующих операторов – франшиза. Оплатив её, вы избавите себя от многих вопросов по тому, как открыть каршеринг-компанию, получите готовую модель и инструменты: мобильное приложение, зоны парковок, рекламную площадку и прочие выгоды.

carsharing.gde-luchshe.ru

Как открыть каршеринг-сервис в Москве и других городах России: 4 основных этапа

Каршеринг в Москве: что это такое?

Каршеринг переводится с английского как «поделись машиной». Это довольно новый, но перспективный бизнес для России, который служит альтернативой обычной аренде или найму такси. Те, кто пользуются этой услугой, отмечают ее относительную дешевизну, удобство пользования и, главное, мобильность. 

Каршеринг в Москве и других городах РФ: что это такое?

  1. Клиент регистрируется на сайте (вступает в клуб), скачивает себе на телефон мобильное приложение.
  2. Когда возникает необходимость, он загружает приложение и отыскивает с помощью карты ближайший припаркованный автомобиль. Он оставляет заявку, и машина «закрепляется» за ним.
  3. В течение 20 минут он должен достичь автомобиля и сесть в него. Однако если он не успевает, то машина всё равно остается за ним, однако включится поминутная тарификация оплаты парковки.
  4. Когда клиент достигает выбранного транспорта, он нажимает на кнопку в приложении и отключает блокировку дверей машины. Теперь он может сесть за руль и беспрепятственно передвигаться по Москве.

Естественно, что автомобиль должен быть подготовлен. Особенности такой машины следующие:

  • чтобы не было проблем с заводом двигателя, ключ уже впаян в замок зажигания;
  • в бардачке находятся все необходимые документы: талон техосмотра и страховка (мульти);
  • в бардачке также находится заправочная карточка, которую нужно отдать диспетчеру на любой АЗС из числа партнеров сервиса;
  • на рабочей панели находится встроенный GPS-навигатор, который не только помогает водителю с выбором пути, но и служит «маячком», чтобы диспечер всегда знал месторасположение автомобиля;
  • в багажнике — домкрат и другие инструменты, если необходим экстренный ремонт.

Поэтапный план развития предприятия каршеринга

  1. Регистрация фирмы, привлечение инвесторов, анализ конкурентов, составление бизнес-плана.
  2. Поиск партнеров, заключение взаимовыгодных договоров.
  3. Аренда офиса и оборудование диспетчерской.
  4. Приобретение первых пяти автомобилей в лизинг.
  5. Оформление страховки на машины.
  6. Разработка сайта, мобильных приложений и необходимого программного обеспечения.
  7. Найм персонала: диспетчеров, бухгалтера и механика-водителя.
  8. Запуск рекламной кампании.
  9. Отработка схем взаимодействия с партнерами.
  10. Закупка остальных 15-ти автомобилей.
  11. Коррективка тарифов в соответствии с затратами и доходами, выход на самообеспечение.

Для открытия каршеринг-сервиса на первом этапе потребуется:

  1. Оформить ИП или ООО. Так как средств для открытия бизнеса понадобится немало, лучше собрать группу энтузиастов и открыть свою фирму. Не лишним будет привлечь инвесторов, чтобы старт был более уверенным.
  2. Встать на учет в налоговой и Пенсионном фонде, приобрести кассовый аппарат.
  3. Получить лицензию на перевоз пассажиров и грузов в Минтрансе. Формально сервис можно зарегистрировать как службу такси — это избавит от лишних вопросов, однако в таком случае придется оформлять автомобили в едином стиле в соответствии с законом «О такси», а это может отпугнуть потенциальных клиентов.
  4. Арендовать место для офиса и диспетчерской. Нет смысла искать два различных места — можно ограничиться только одним помещением. После этого можно приступать к работе.
Каршеринг в Москве, как бизнес.

Поиск партнеров

Каршеринг — это бизнес не из простых, и без партнерских отношений здесь не обойтись. Кого следует отыскать?

  • Инвесторов — в первую очередь. Без финансовых вложений не обойтись.
  • Технические сервисы, в которых можно дешевле производить профосмотр авто и их починку.
  • Автозаправки, на которых клиент сможет заправляться без помех с помощью дисконтных карт.
  • Охраняемые парковки, на которых можно будет временно или постоянно парковать автомобили.

Чем больше партнеров удастся привлечь владельцу сервиса, тем больше возможностей он сможет предоставить своему клиенту, что в конечном счете скажется на прибыли.

В качестве альтернативы можно использовать аренду машин или лизинг. Последнее даже предпочительнее, так как авто постепенно будет переходить в собственность компании.

Что касается марки машин, то необходимо отдавать предпочтение зарекомендовавшим себя иномаркам. Отлично подойдут BMW, Chevrolet, Volkswagen, Renault и т.д.

При оформлении каршеринговых машин в лизинг переговоры лучше всего вести непосредственно с представителем компании: произойдет экономия на посредниках.

Резонный вопрос — а как защититься от кражи машин? Здесь есть несколько решений:

  • диспетчер может отследить по GPS-навигатору местонахождение любого автомобиля и заявить о краже в дорожную полицию или в частную охранную фирму (при наличии контракта), которые перехватят нарушителя.
  • устанавливается специальное программное обеспечение, которое автоматически глушит двигатель, если авто въехал в «запретную», то есть слишком отдаленную от Москвы внешность;
  • клиент для подстраховки должен использовать свои реальные паспортные данные (т.е. компания всегда знает, кто каким автомобилем воспользовался тот или иной водитель), а также данные водительского удостоверения.

Сервис каршеринга: организация диспетчерской службы

Работа диспетчера в каршеринге еще более сложна и ответственна, чем в обычном такси. Если там общение с диспетчером ограничивается вызовом автомобиля и — иногда — разборками с недовольными клиентами, то в каршеринге диспетчер — это стержень, на котором держится вся работа.

Он ответственен за общение с клиентами, отслеживание местонахождения всех автомобилей, работу с партнерами, обеспечение стабильной связи и т.д.

В обычных условиях понадобится не менее 4 диспетчеров, чтобы они могли оперативно решать все возникшие вопросы. Хорошо, если у каждого будет своя специализация — это благоприятно скажется на оптимизации рабочих процессов.

Кроме того, в команду обязательно надо будет включить водителя, механика и бухгалтера.

Разработка онлайн приложений для каршеринга

Смысл приложений сводится к следующему: клиенту необходимо максимально быстро найти ближайший автомобиль, «закрепить» его за собой, иметь возможность проникнуть внутрь, оплатить пользование машиной.

Необходимое программное обеспечение

  • Интернет-сайт. Это основная рабочая площадка сервиса. На нем должна быть возможность зарегистрироваться, получить номер клиента, пополнить счет. Кроме того, через сайт водитель должен находить автомобили вблизи, иметь возможность скачать мобильные приложения.
  • Приложения под Android и iOS. Чем больше устройств поддерживается, тем шире охват аудитории и тем удобнее пользоваться сервисом.
  • Программы для диспетчеров. Хорошо, если у диспетчеров будет интерактивная карта с синхронизацией GPS-навигаторов, расположенных в машинах.

Естественно, что у клиента должна быть возможность просто позвонить диспечтеру.

Сервис каршеринга в Москве и других городах России.

Бизнес-план каршеринг-сервиса в Москве

В качестве исходных берем следующие данные: 20 автомобилей, 4 диспетчера, 1 механик (он же водитель), 1 бухгалтер-экономист, офис на окраине города (для снижения издержек).

Первоначальные расходы

  • оформление ООО, получение все разрешений — от 10 тыс. рублей.
  • разработка сайта с необходимым функционалом — от 20 тыс. рублей;
  • разработка мобильных приложений — от 20 тыс. рублей;
  • оформление в лизинг первой партии автомобилей в количестве 20 штук — от 2 млн. рублей;
  • покупка необходимого оборудования для автомобилей, в том числе навигаторов — от 200 тыс. рублей;
  • оборудование офиса и диспетчерской — от 500 тыс. рублей;
  • реклама — от 500 тыс. рублей.

Таким образом, стартовать следует с бюджетом не менее 3 млн. 250 тыс. рублей.

Ежемесячные расходы

  • оплата аренды офиса и квартплаты — от 25 тыс. рублей;
  • оплата труда персонала — от 200 тыс. рублей;
  • выплаты по договору лизинга — от 200 тыс. рублей;
  • оформление страховки — от 100 тыс. рублей;
  • расходы на бензин и ГСМ — от 300 тыс. рублей;
  • поддержка сайта и мобильных приложений — от 20 тыс. рублей;
  • расходы на рекламу — от 50 тыс. рублей;
  • ремонт и осмотр автомобилей — от 200 тыс. рублей;
  • непредвиденные расходы — от 200 тыс. рублей.

Таким образом, ежемесячные расходы составляют 1 275 тысяч рублей.

Подсчитаем доходы

  • в среднем стоимость аренды машины в действущих каршеринг-сервисах — 10 рублей за минуту, или 600 рублей за час;
  • в сутки при полной загруженности доход с одного автомобиля составляется при такой тарификации 14 400 рублей, в реальности доход составляет порядка 3000 рублей;
  • всего автомобилей 20, значит, итоговый доход в сутки — 60 тыс. рублей;
  • в месяц доход составляет 1,8 млн. рублей.

Итого прибыль: 1 800 000 — 1 275 000 = 525 000 рублей, после вычета налогов: 493,5 тыс. рублей.

Срок окупаемости проекта: 7 месяцев.

Что такое каршеринг и в чем особенности подобного вида бизнеса вы можете узнать в этом видео:

fbm.ru

Каршеринг: простой способ получить 25% годовых или очередная ловушка?. Фото

Самый любопытный вариант, пожалуй, получился у Toyota. Компания не просто вложилась в американский Getaround, а создала модель, которая позволяет клиентам быстрее расплачиваться по лизинговым сделкам. Пользователи могут сдавать в аренду свои «Тойоты» и «Лексусы», а полученную плату использовать для погашения долга.

Инвестиции автогигантов в каршеринг не всегда масштабны. Так, PSA Group, владеющая брендами Peugeot и Citroen, сначала вложилась в Communauto — одного из основных канадских операторов краткосрочной аренды. А затем инвестировала скромные $16 млн в компанию TravelCar, которая работала исключительно в Париже.

К моменту появления автоконцернов на рынке многие каршеринговые компании успели пройти несколько инвестраундов и привлечь средства фондов. В России этот этап пока в разгаре.

Так, основатель итальянской Conсern General Invest Винченцо Трани через подконтрольные структуры аккумулировал более половины «Делимобиля», лидирующего на московском рынке. Трани вложил, по различным оценкам, до 1,5 млрд рублей и не планирует останавливаться.

Более молодая и компактная BelkaCar привлекла сначала $260 000 от BMT Private Equity основателя «Вымпелкома» Дмитрия Зимина. А чуть позже — еще €2,1 млн от европейского фонда прямых инвестиций Bryanston.

Объявляя о сделках, представители автоиндустрии и профессиональные инвесторы в один голос говорили о многообещающих рыночных перспективах, растущем спросе и пока еще свободной нише. Но может ли частный инвестор успешно следовать этим примерам?

Не биржевой товар

Проблема в том, что большинство привычных инвестору инструментов не применимы к каршерингу. За редким исключением участники этого сегмента так и не вышли на IPO, и их бумаги не торгуются на бирже.

Опыт каршерингов, которые все же оказались на бирже, не очень вдохновляет остальных. Так, американская Zipcar провела IPO в 2011-м, по итогам размещения ее капитализация превышала $1 млрд. Каршеринг тогда был модной новинкой в США. Рынок поддался ажиотажу и переоценил оператора, хотя тот с момента своего создания ежегодно демонстрировал потери.

К декабрю 2012-го бумаги ZipCar подешевели в 3,5 раза. В конце концов ее поглотила Avis Budget, заплатив за нее $0,5 млрд.

В минувшем июне на IPO вышла небольшая датская компания Green Mobility, которая работает с модными в Европе электрокарами. Рынок оценил оператора в $33 млн. Перспективы, учитывая опыт Zipcar, пока оцениваются осторожно.

С краудфандингом профильным игрокам тоже не очень везет. Новозеландская MyCarYourRental собрала на краудфандинговой площадке всего $4 000 вместо $300 000. Уже упомянутая BelkaCar — чуть более 42 000 рублей вместо запрошенных 1,6 млн. Хотя обе компании благополучно привлекли средства от венчурных и инвестфондов.

Частным лицам тоже нередко предлагают войти в капитал или прокредитовать развитие по договору с владельцем. Но обычно это микро-игроки, для которых прогнозы неутешительны. В крупных городах компаниям с парком до 100 машин выжить уже сложно, в мелких — недостаточна клиентская база.

Есть и специфические для каршеринга инструменты заработка — например, сдавать собственное авто через сервисы вроде Darenta или купить так называемую «инвестиционную машину». Первый способ подходит водителям, которые редко пользуются личным транспортом, и может принести скромную прибавку в $1 000-3 000 ежегодно. Второй подразумевает, что инвестор купит авто специально для того, чтобы передать сервису.

По расчетам Anytime, которая активно использует вторую модель, купленная примерно за 760 000 рублей Kia Rio принесет за два года 24% прибыли. Компания исходит из того, что машину можно будет продать за 0,5 млн рублей после двух лет использования в каршеринге. Но высокая аварийность, о которой говорят, например, фаундеры BelkaCar и пользователи Getaround, заставляет усомниться в цене продажи.

С автогигантами — спокойнее

Что же остается инвестору, который, несмотря ни на что, хочет заработать на каршеринге? Если он не обладает специальными знаниями в автомобильном бизнесе и не владеет ремонтной мастерской, финансовые инструменты, пусть и не многочисленные, для него удобнее и безопаснее, чем прямое участие в бизнесе.

Однако придется запастись терпением и тщательно выбирать объект вложений.

Европейский рынок каршеринга, на котором работает публичная Green Mobility, выглядит довольно привлекательно. Число пользователей в странах ЕС в прошлом году оценивалось примерно в 3 млн человек. К 2021 году этот показатель вырастет до 14 млн, считают аналитики BCG. Более того, именно в Европе будет сгенерирована основная часть доходов от каршеринга — €2,1 млн из общемировых €4,7 млн.

По сравнению с Zipcar, которая уходила в глубокий минус из-за агрессивной экспансии и расходов на ремонт, Green Mobility сморится лучше. Компания пока не собирается покорять весь мир и готова ограничиться Северной Европой. А здесь потребительская культура позволяет избежать огромного числа поломок и аварий, а значит, и расходов на починку.

Стоимость акции Green Mobility пока колеблется вокруг цены размещения с небольшой тенденцией к росту. И все же не стоит забывать, что по итогам прошлого года оператор показывал отрицательный доход.

К тому же компания — основана всего пару лет назад. Желающим вложиться в более опытных игроков придется искать площадки для инвестиций в непубличные компании. Так, платформа Equity Zen предлагает своим клиентам инвестиции в Getaround, которая работает в плюс.

Сам оператор уже привлек почти $90 млн от различных фондов и предлагает присоединиться к инвесторам через платформу AngelList. Вместе с Getaround там числятся около двух десятков каршеринговых проектов. На площадку попадают стартапы, у которых уже есть не менее $100 000 посевных инвестиций. С одной стороны, это подтверждает, что компанию позитивно оценили венчурные фонды, решив в нее вложиться. С другой, не стоит забывать, что фонды именно венчурные и изначально рассчитаны на высокий уровень риска.

Более безопасный сценарий — заработать на каршеринге косвенно, через инвестиции в бумаги автомобильных гигантов. Когда крупные автопроизводители объявляли о покупке или запуске каршерингового проекта, цена их акций почти всегда устойчиво шла вверх.

Да и в целом мировой авторынок чувствует себя лучше, чем прежде. Годовая доходность акций GM, запустившей сервис вместе с Uber, на сегодня превышает 18%. В свою очередь, автомобильный ETF CARZ показал плюс 21,2% за год: сюда входят бумаги крупнейших автоконцернов, и большинство из них уже работают в новом сегменте.

Однако в более длительной перспективе каршеринг способен принести немало головной боли компаниям, которые его развивают. Из-за перехода на совместное использование автомобилей, по прогнозу BCG, продажи машин упадут в ближайшие четыре года как минимум на процент.

Хотя к тому моменту каршеринговые сервисы уже должны освоиться на бирже.

www.forbes.ru


Смотрите также