Студентам

Издательство как бизнес


Как открыть свое издательство

Энциклопедическая справка: издательство — предприятие (часто — полного цикла), занимающееся производством печатной продукции: от подготовки до выпуска.

Задумываетесь о том, как открыть свое издательство и наладить выпуск газет, журналов или книг? Информация из этой статьи может оказаться полезной.

Шаг за шагом к конечной печатной продукции

Шаг первый:выбираем специализацию

Выбор специализации напрямую зависит от имеющегося опыта. Так, универсальный издательский дом — роскошь, которую могут позволить себе крупные компании, «акулы» издательского бизнеса. Новичкам надежнее выбрать собственную нишу: книги, журналы, газеты. Если книги, то не «художественная литература вообще» (не рекомендовано для старта из-за сложностей просчета рынка), а кулинария, эзотерика, фантастика, детская литература, прочее.

Важно: несмотря на обилие печатной продукции, система ее реализации развита слабо. Особенно сложно продвигать на рынке книги. Вывод: продумайте возможность реализации продукции силами издательства.

Шаг второй:подбираем кадры

Кадровый вопрос — основной в издательстве, требующий решения по двум направлениям: выбор автора (авторов) и подбор персонала.

Авторы — главная возможность достичь успеха и главный фактор риска одновременно. Работа с новым автором — как лотерея: книга или «пойдет», или нет. В то же время именитый автор вряд ли согласится работать с начинающим издательством. Только за хороший гонорар.

Мозг издательства — редактор. От его идей и профессионализма зависит качество продукции и ее привлекательность в глазах аудитории. Также важно позаботиться о специалисте, который займется продажами. Издательству нужны и многие другие специалисты: от наборщиков и корректоров до печатников и резчиков.

Важно: любое издательство — это производство, связанное со стрессами. На конечном результате сказывается необходимость экстренно реагировать на новости, дедлайны, срывы сроков и другие факторы. Вывод: нужна команда, умеющая работать в стрессовой ситуации.

Можно ли обойтись без команды? Можно. Нужны подрядчики, которых несложно найти на рынке.

Шаг третий:формируем материальную базу

Выбор материальной базы зависит от того, по какой схеме вы решите работать: выпускать от А до Я самостоятельно или использовать подрядчиков. В последнем случае кроме соответственно оборудованного кабинета редактора ничего не нужно: подготовку материалов, допечатную подготовку и печать выполнят смежники.

Если вы затеяли предприятие полного цикла, понадобятся:

— обустроенные помещения для персонала и встреч с авторами;

— компьютеры для допечатной подготовки: от набора текстов до верстки;

— печатное оборудование;

— устройства послепечатной обработки: резательные и листоподборные машины, брошюровщики, переплетное и другое оборудование.

Важно: рост объемов производства неизбежно связан с расширением материальной базы. Вывод: необходимо сопрягаемое оборудование, а также станки с запасом производительности.

Где взять деньги?

Точно ответить на вопрос, сколько стоит открыть издательство, сложно. Например, в 2010 году инвестиции в издательство одной книги, по оценкам специалистов, составляли 5–10 тыс. долл. Каждый год эта сумма меняется, причем не только из-за инфляции: чтобы оценить объем вложений, необходимо провести собственные исследования.

Из-за высокой рискованности банки не выдают кредиты под залог издательского бизнеса. Вариантов финансирования три:

— собственные средства;

— кредит под залог собственности или другого бизнеса;

— инвестиции.

Учитывайте, что на первоначальном этапе инвесторов в вашем проекте может заинтересовать скорее имиджевая сторона: издатель — это престижно. Вопрос прибыли можно поднимать лишь после нескольких удачно реализованных проектов.

Есть и альтернативный способ — найти более крупное издательство, использовать его материальную базу (печатное и постпечатное оборудование) и свою идею (тексты, материалы).

Подводные камни

Книгоиздательство относят к видам бизнеса с высоким риском.От начала производства книги до выхода тиража проходит определенное время. За этот период читательские вкусы могут измениться. Кроме того, издательство сильно зависит от авторов и персонала. Если тексты или другие материалы не готовы в срок, издатель теряет драгоценное время и внимание изменчивого читателя.

Главный риск — невозможность просчитать спрос— действителен в отношении как книг, так и журналов.

Поводим итоги

Однозначного ответа на вопрос, выгодно ли издательство, нет. При условии правильной организации работы, точного расчета и наличия определенного издательского чутья можно добиться выдающихся успехов. У книгоиздательства больше потенциала в смысле прибыли, но оно и более рискованно. Проще и безопаснее сосредоточиться на выпуске журналов и газет, но в этом случае знатоки рекомендуют уделить особое внимание поиску собственной ниши или уникальной «фишки».

btimes.ru

Издательство как бизнес: рентабельность, отзывы, бизнес-план

Сегодня набирает новые обороты издательство как бизнес. Рентабельность такого проекта просчитать довольно сложно, а отзывы владельцев говорят о предстоящих трудностях. Но если составить бизнес-план и развиваться постепенно, то можно добиться грандиозного успеха.

В данном деле многое зависит от удачи, настроений и предпочтений читателей. Бизнес на издании книг сопряжен со множеством рисков и непредвиденных обстоятельств, но в целом он является перспективным вложением денег. Ведь сейчас все больше людей возвращаются к книге как к источнику вдохновения или для получения важной информации.

Создание и выпуск книг, другой печатной литературы выполняет просветительские, социальные и интеллектуальные функции. Чтобы успешно реализовать идею в данной сфере нужно обладать многими знаниями и навыками:

  • быть начитанным и разбираться в хороших книгах;
  • иметь опыт работы на издательском рынке;
  • постоянно искать и налаживать контакты с перспективными молодыми авторами;
  • понимать, за какие проекты стоит браться;
  • четко представлять целевую аудиторию, ее вкусы, пожелания;
  • уметь доносить продукт до потребителя;
  • разбираться в законодательстве (издательство, авторское право, реклама) и т. д.

И хоть опытные предприниматели говорят о сложностях данного бизнеса, многочисленных минусах проекта, все же уровень вхождения не является слишком высоким. И если хотя бы одна из выданных вами книг станет бестселлером, то успех всего дела гарантирован.

Стоит отметить и тот факт, что многие издательства в нашей стране начинались не с попытки выгодно вложить инвестиции, а с возможности выпустить на рынок ту литературу, которой не хватает. К примеру, владельцы фирмы «Манн, Иванов и Фербер» начали свое дело за счет желания компенсировать недостаток на полках качественной специализированной полиграфической продукции в сфере бизнеса.

С чего начать?

Если вы желаете открыть свое издательство с нуля, нужно, прежде всего, составить план действий:

  1. Определиться с направлением выпускаемой литературы, узким сегментом. При этом вы сориентируетесь в том, на какую целевую аудиторию можно рассчитывать. Уточните предпочтения, пожелания и потребности читателей.
  2. Создать бренд, логотип компании, продумать, как назвать издательство, чтобы имя стало со временем узнаваемым.
  3. Найти источник финансирования для реализации проекта.
  4. Пройти процесс официального оформления фирмы в налоговой службе. Получение всех требуемых разрешений, заключение договоров.
  5. Нанять персонал для эффективной деятельности издательства.
  6. В современных реалиях уместно будет создать и собственный сайт, на котором указывается вся информация, способная заинтересовать как авторов, так и дистрибьюторов.
  7. Поиск перспективных писателей, заключение с ними договоров, получение права на перевод и пр.

Сам же процесс издания не связан с какими-либо техническими сложностями. Выпуск книги занимает не дольше 3-4 месяцев и проходит стандартные шаги полиграфической печати. Простота данного этапа – один из плюсов издательского бизнеса.

Выбор специализации

На сегодняшний день самый высокий спрос наблюдается на остросюжетную литературу, к которой относятся детективы и женские романы. Второе место занимают обучающие книги, пособия, методички. Еще одним популярным направлением стала детская тематика. Но новичкам не рекомендуют сразу браться за художественную литературу, так как этот сегмент рынка связан с высокими рисками и более крупными инвестициями.

Считается, что лучше начинать издательское дело с узких специализированных направлений, например, бизнес-литературы, кулинарии, выпуска календарей, книг по психологии или эзотерике.

Также выгодными и перспективными считаются такие сегменты:

  • Периодическая печать – газеты, журналы, которые получают прибыль не только от тиража, но и от размещаемой в них рекламы. Это направление сопряжено со своими сложностями. Здесь нужно уметь находить актуальную информацию и подавать ее в сжатые сроки. Помните и о том, что рекламодатели, за счет которых и процветает данный бизнес, предпочитают красивые глянцевые издания.
  • Электронные книги – сегодня набирают все больше популярности. Для начинающего предпринимателя они выгодны тем, что не требуют крупных капиталовложений и сотрудничества с типографией. Реализация же продукции происходит с помощью интернета.
  • Создание мини-игр – одно из современных направлений. Здесь есть своя специфика. Над каждым проектом работает множество профессионалов – от авторов до программистов. Распространяется продукция в интернет-магазинах, через гаджеты, социальные сети, приложения, специализированные игровые порталы и пр.

Быть универсальным издательством, которое может позволить себе заниматься сразу разноплановыми проектами, изначально вряд ли получится. Таким преимуществом обладают лишь крупные компании, давно утвердившиеся на рынке. А вот конкурировать с подобными гигантами можно как раз счет выбора узкого специализированного направления, которое и создаст вам узнаваемое имя.

Какие нужны документы?

В зависимости от предполагаемых объемов печатной продукции следует выбрать один из доступных способов регистрации – ООО или ИП. При небольших стартовых вложениях можно ограничиться вторым вариантом, то есть стать индивидуальным предпринимателем. В данном случае подают минимальный пакет документов, а вести бухгалтерию намного проще.

Но у общества с ограниченной ответственностью есть больше шансов на расширение и дальнейшее развитие. Правда, тогда нужно создать устав компании, заложить уставный капитал в определенном размере, оплатить более высокую госпошлину. Система налогообложения в любом случае может быть упрощенной (УСНО), при которой государству выплачивают 6% от всех доходов издательства или же 15% от разницы между прибылью и расходами.

В своей работе нужно руководствоваться существующим законодательством в сфере авторского права, полиграфической деятельности, области СМИ и рекламе. Преимуществом является то, что сегодня такой бизнес не требует лицензирования и получения специальных разрешений. При выпуске периодического издания нужно лишь заполнить заявление в Роскомнадзоре.

Обязательно укажите все коды ОКВЭД:

  1. 1 – издательская деятельность.
  2. 13 – выпуск журналов и газет.
  3. 40 – печать рекламной продукции.
  4. 15 – прочие разновидности полиграфии.

Офис и оборудование

Издательство может выглядеть по-разному. Менее затратный вариант – наличие простого помещения для нескольких работников со стандартным набором офисного оборудования и мебели. Здесь принимают клиентов, авторов, заключают договоры с дистрибьюторами и пр. Саму же техническую часть по печати книг отдают в типографию.

Второй вариант предполагает полный цикл издательства. Для этого нужно дополнительно закупить:

  • компьютеры для верстки и подготовки документов;
  • печатное оборудование;
  • специальные устройства для послепечатной обработки – аппараты для разрезания и подбора листов, создания брошюр, переплет и пр.

Поиск перспективных писателей

Основная сложность состоит в работе с авторами. Именно они могут сделать ваш бизнес успешным или провальным. Для начинающего предпринимателя этот пункт оказывается еще более сложным, так как рассчитывать на раскрученные имена не приходится, вы просто не сможете обеспечить им требуемые условия работы и высокие гонорары.

Единственный шанс – найти такого же новичка, но в писательской сфере. Успешные тандемы гарантируют длительное сотрудничество и прибыль для обеих сторон. Но нужно понимать, что прежде чем обнаружить ценную «изюминку» придется пересмотреть тысячи рукописей, которые были отвергнуты другими редакторами.

Существует такая статистика – на 2000 присылаемых в издательства текстов только 1-2 обладают ценностью. Многое же зависит от вкусов и предпочтений читателей. Если людям понравится книга, то вам обеспечен успех, если нет – это зря потраченные деньги на тираж.

Издательский бизнес также отличается еще одной специфической деталью. Вы не можете заключать договор с автором на будущие книги. Поэтому очень часто перспективных новичков перекупают или просто переманивают более крупные компании. Иногда это действительно выгодно, так как предложенная за автора сумма окажется выше, чем прибыль от годовой продажи его книг. Но вам придется опять заняться поиском нового писателя.

Персонал

Также издательству нужны люди, занимающиеся подготовкой, редактурой, вычиткой, печатью и другими этапами полиграфического дела. И хоть крупные фирмы имеют в штате более сотни человек, все же это необязательно. Обратите внимание на самые ключевые фигуры в данном бизнесе:

  1. Редактор – именно он сможет выделить успешную и перспективную рукопись среди остальных, подобрать удачную обложку и представить книгу читателям в самом выгодном свете.
  2. Менеджер по продажам – связывается с дистрибьюторами, книжными магазинами, задействует рекламные и маркетинговые каналы, чтобы предъявить книгу как можно большему числу читателей.
  3. Иногда требуются и другие люди – переводчики, дизайнеры, корректоры.

Если вы хорошо разбираетесь в издательском деле и внутренне «горите» данной идеей, то большую часть работы можете выполнять и самостоятельно. Тогда точно будете знать, что продукция выглядит именно так, как вы того желаете.

Риски

Недаром опытные издатели говорят о сложностях и проблемах в данном деле. Среди них самые ощутимые для новичка:

  • Непредсказуемость популярности того или иного проекта. Можно как угодно хорошо разбираться в литературе, модных тенденциях в данной сфере, предпочтениях читателей. Но если выпущенная книга по какой-то непонятной причине не понравится покупателям, то она останется лежать на полках в магазине.
  • Работа с авторами – сложность состоит не только в их поиске, но и в дальнейшем сотрудничестве. Здесь существует довольно широкий спектр форс-мажорных обстоятельств и человеческого поведения. Так, перспективный и успешный начинающий писатель может получить аванс, но не выдать книги, затянуть на несколько лет с ее написанием, начать экспериментировать в сомнительном направлении, перейти к другому издателю, если там ему предложат более интересные условия или высокий гонорар.
  • Также существует и сильнейшая зависимость от автора, если за счет кого-то одного издательство стало узнаваемым. Его успех и неудачи напрямую влияют на прибыль.

Реализация продукции

Еще одной сложностью в издательском деле является процесс дистрибуции, то есть распространение книг в массы. Большинство компаний, которые закупают и развозят по магазинам печатные издания, интересуются лишь популярными экземплярами, бестселлерами. Да и приобретать желают только большие оптовые партии. Сотрудничество с новичками и малым тиражом для них непривлекательно.

В таком случае лучшим выходом становится личная работа в данном направлении. То есть, вы как владелец бизнеса или же нанятый менеджер должны приложить все усилия по реализации выпущенной книги. Для этого существуют такие методы:

  1. Налаживайте контакты с ретейлерами.
  2. Распечатайте рекламную продукцию для популяризации книги.
  3. Сотрудничайте с книжными магазинами напрямую. Но ориентируйтесь не только на Москву или другие мегаполисы, но и на менее крупные города.
  4. Купите рекламное место перед заведением, в котором ваше печатное издание выставлено на продажу.
  5. Проследите за тем, как именно размещают на полках вашу продукцию.
  6. Используйте и другие рекламные площадки – глянцевые журналы, радио, телевидение, интернет и пр.

Чем больше будет задействовано каналов сбыта и рекламы, тем выше шансы на то, что люди заинтересуются именно вашей книгой. Хотя результат все равно будет зависеть от того, понравится она им или нет. А на этот фактор повлиять практически невозможно.

Где взять деньги?

Начинающий предприниматель сталкивается еще с одной проблемой – поиск нужной суммы для старта. Издательское дело отличается тем, что банки практически никогда не кредитуют такие проекты. Поэтому вам придется искать финансирование другими способами:

  • Иметь личные накопления.
  • Привлечение заинтересованных инвесторов – правда, они, как правило, вкладывают деньги в подобный бизнес лишь на основании собственных интересов, так как издательство является слишком рискованным делом.
  • Поиск совладельцев фирмы, тогда можно рассчитывать на то, что несколько человек смогут своими силами обеспечить требуемое финансирование проекта.

Также сегодня существует весьма выгодный для новичка способ сотрудничества. Начинающее издательство выкладывает свою идею более крупной компании. Та соглашается реализовать ее на практике, а прибыль владельцы делят поровну или согласно другим ставкам по составленному договору.

Здесь можно скачать бесплатно в качестве образца бизнес-план издательства.

Рентабельность проекта

Сумма вложенных средств существенно будет отличаться в зависимости от объемов выпускаемой продукции, выбранного направления и формата работы. Так, если вы доверяете всю техническую часть типографии или другим подрядчикам, тогда инвестиции окажутся минимальными.

При организации полного цикла выпуска полиграфической продукции придется закупить профессиональное оборудование, что существенно увеличит затратную часть. Но тогда и себестоимость каждого экземпляра окажется значительно ниже. По средним подсчетам, для старта в издательском деле достаточно иметь 650-700 тысяч рублей. Если же ориентироваться на выпуск электронных книг, то инвестиций потребуется намного меньше.

Доходы и рентабельность проекта также зависят от выбранного направления. Более перспективным считается издание глянцевых журналов, календарей, кроссвордов, игр и пр. На тираже периодической печати в 5000 экземпляров можно заработать около 80 000 рублей. Но просчитать заранее полученные доходы довольно сложно.

Все рекламные технологии гарантируют лишь 20% успеха, а большая часть его зависит только от читателей и их вкусов, настроений. Что и составляет основную сложность в данном деле.

Видео: издательский бизнес.

Отзывы

Анна: «За счет современного оборудования удалось начать такой бизнес с минимальными вложениями. И поскольку в нашем городе не хватает учебной специализированной литературы, то мы занялись именно ее выпуском. Проблем с реализацией не существует, так как спрос высокий, а конкуренции практически нет».

Сергей: «Для меня собственное издательство – это по большей части хобби. Получение дохода похоже на выигрыш в рулетку, потому что никогда не знаешь, будут покупать очередную книгу или нет».

Артур: «Открыл нечто среднее между полиграфическим центром, типографией и издательством. В результате получаю доход сразу с нескольких источников. И если нет успеха в каком-то одном направлении, то прибыль приходит из другого. Простоев практически не бывает».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

biznesask.ru

Как начать издательский бизнес (стр. 1 из 2)

Издательский бизнес невероятно популярен у российских предпринимателей. В России работают 16 тыс. издательств. Во многом это объясняется крайне невысокой стоимостью выхода на этот рынок - издание одной книги стоит не больше $5-10 тыс. Однако удержаться в издательском бизнесе крайне сложно: успех того или иного издания невозможно просчитать.

Издательский рынок достаточно открытый. Это обусловлено его спецификой. Потребление продуктов питания весьма лимитировано, больше определенного количества пива или молока человек просто физически потребить не может. Поэтому перед ним неизбежно встает дилемма: купить продукт X или его конкурента, продукт Y.

Потребление же книг организовано по-иному. Человек может читать больше или меньше книг в зависимости от того, есть в данный момент на рынке хороший продукт или нет. И если покупает какую-то книгу, делает это не в ущерб другой. Скажем, появился «Гарри Поттер» - рынок детской литературы моментально вырос в разы, нет- на рынке начинается стагнация.

Об открытости рынка свидетельствует и разнообразие участников. Многие издательские проекты их собственники задумывали совсем не как бизнес. Некоторые из них начались с такой мотивации: «Я сталкивался с проблемой - книги, которые были нужны мне по предыдущему бизнесу или которые нравились мне, имели либо плохой перевод, либо плохое оформление, либо я вовсе не мог их купить в России. Решил своими силами компенсировать пробел». Такая идея была, например, в основе издательства «Манн, Иванов и Фербер». Учредители сталкивались с проблемой выбора необходимой бизнес-литературы. Организовали издательство, которое специализируется исключительно на деловых изданиях.

Прежде чем запускать издательский бизнес (проект), нужно понять его цели и возможности: какие книги будет выпускать издательство, какова целевая аудитория этой литературы, каким образом доносить продукт до потребителя и т. д. Если это условие выполнено, шансы на успех достаточно велики: Россия - страна большая, и любая хорошая книга имеет миллионы потенциальных читателей.

Инвестиции

На руку новому издателю сыграет и достаточно низкая цена входа на рынок. Больших инвестиций издание одной-двух книг не потребует. Себестоимость выпуска одной книги при тираже до 10 тыс. экземпляров составляет около $1. Соответственно, вложения в первое издание составят $5-10 тыс.

Правда, придется рассчитывать преимущественно на собственные ресурсы. Я не помню примеров участия, например, банков в начинающих издателях. Им это не интересно, поскольку книгоиздательство> - высокорискованный бизнес. Новая книга может оказаться невостребованной, автор может не написать новую книгу в оговоренные сроки или вовсе уйти в другое издательство и т. д. Подобные форс-мажорные обстоятельства- обычная ситуация для рынка. Залогов под кредиты издатель также предоставить не может, потому что если книга «не пошла», это уже неликвидный товар, и в качестве залога она никому не интересна.

На рынке распространены два варианта финансирования новых проектов. Во-первых, привлечение частных инвесторов. Учитывая небольшой объем первоначальных инвестиций, некоторые инвесторы вкладываются в книгоиздательство не как в бизнес-проект, а как проект «для души», либо статуса- все-таки «издатель книг» звучит весьма статусно. Во-вторых, небольшие начинающие издательства часто приглашают к участию в проекте крупные издательские компании. «Малыши» приходят с идеей, большие издательства, если идея интересна и оригинальна, финансируют ее реализацию, прибыль делят.

Практика очень распространена. Небольшие компании в данном случае выступают как подрядчики: готовят продукт, более крупный партнер готовит книгу непосредственно к выпуску, занимается полиграфией и продажей книги через свою дистрибуторскую сеть.

Начинающее издание получает в таком альянсе финансирование и хорошую дистрибуцию. Крупным компаниям это также интересно: небольшие компании могут быть специалистами в узких нишах, в которых универсальные операторы часто не сильны. Кроме того, преимуществом мелких подрядчиков является оперативность, которой зачастую лишены компании-лидеры. Мы, например, постоянно участвуем в четырех-пяти подобных альянсах.

Специализация

Быть универсальным издательством может себе позволить только очень большая компания. Для этого необходим как минимум большой штат сотрудников. У нас, например, издательство разделено на четыре редакции разной специализации: профессиональной литературы, остросюжетной (детективы, женские романы), прикладной книги, современной и классической прозы. Кроме кадрового вопроса универсальным издательствам приходится решать массу проблем, связанных с большим объемом разноплановых книг: вести одновременно работу сразу с несколькими типографиями, иметь разветвленную дистрибуцию и т. д. Новичку не стоит создавать себе такие проблемы.

Оптимальная модель стартапа - выбрать узкую нишу, в которой он хорошо ориентируется: владеет материалом, знает вкусы, интересы и возможности целевой аудитории и т. д. Замечу, речь не о художественной литературе. С нее, кстати, сложнее всего начинать. На рынке всегда востребованы книги по кулинарии, цветоводству, приусадебному хозяйству, эзотерике, психологии и т. д.

В общем объеме продаж литературы в России по 20- занимает остросюжетная литература, а также прикладная и школьная обучающая, 15% - художественная, детская и подростковая и по 7-8% - фантастика и фэнтези, современная проза и бизнеслитература. Из структуры рынка видно, что не художественная литература- шанс для молодого издательства. Тем более что в узкой нише всегда можно успешно конкурировать с крупным издательством. В крупных компаниях процесс принятия и реализации решений идет дольше, и универсальное издание не так глубоко знает ту или иную специализированную нишу, как издатель, работающий только в ней.

Примеров узкоспециализированных и успешных изданий достаточно много: «Росмэн» выпускает только детские книги, BBPG - только книги по вину, «Армада» - только фантастику, «Альпина бизнес букс» специализируется только на деловой литературе и т. д.

Авторы

Поиск новых авторов - возможно, самая сложная часть в работе издательства. Для начинающего издательства эта задача сложна вдвойне. Во-первых, уже состоявшиеся авторы наверняка откажутся работать с новичком хотя бы в силу того, чтокрупные издательства предлагают гораздо более привлекательные условия работы.

Например, у нас годовой бюджет на продвижение некоторых авторов может достигать $100 тыс. Во-вторых, вероятность того, что издательство сможет успешно выйти на рынок с новым автором, крайне мала. Конечно, есть и успешные примеры сотрудничества двух новичков - издателя и автора.

Например, издательство «Захаров» поверило в Бориса Акунина и издало его, когда тот был совсем неизвестным автором.

Тандем оказался успешным.

А издательство «София» стало широко известным благодаря только одному автору - Паоло Коэльо. Но такие примеры единичны. Просчитать, окажется автор востребованным или нет, невозможно. К нам ежегодно приходит до 2 тыс. рукописей, из которых всего лишь пятая часть рекомендуется к изданию. Но и из этих 420 авторов тиражом больше чем 2-4 тыс. экземпляров продаются не больше 20, бестселлерами станут и того меньше - один-два автора. Прибыль от продажи оставшихся 400 авторов крайне незначительна.

Персонал

Формирование штата начинайте с поисков редактора. В отличие от производителей продуктов, где человек номер один- это директор по продажам, в издательствах все держится на редакторах. Они отбирают те рукописи, которые в итоге будут изданы. Они должны хорошо представлять, кто является читателем будущей книги, как донести до него информацию об этой книге: чтобы обложка соответствовала содержанию, цена была доступна для целевой аудитории, и даже выбрать правильный канал продаж (бывает, что книги становятся бестселлерами в каталожной торговле, но совершенно не продаются через магазины, и наоборот). Директор по продажам- человек номер два.

Но я не случайно говорил, что издательский рынок очень специфический. Да, крупные компании содержат штат из 500 и более сотрудников. Но при этом, чтобы быть эффективным издательством, иметь такой штат необязательно. Например, издательство «Манн, Иванов и Фербер» работает без штата. Трое учредителей участвуют в процессе создания своих книг только на уровне создания концепции книги и мерчендайзинга книг в магазинах, все остальные процессы выполняют подрядчики. С поиском подрядчиков проблем сегодня нет. Большинство типографий готовы не только отпечатать книгу, но и провести ее полную предпечатную подготовку.

Дистрибуция

Больших средств, как я говорил, издание книги не требует.

Производство занимает немного времени - от одобрения рукописи до выхода книги в свет проходит в среднем тричетыре месяца. Но это лишь часть работы издателя. Вторая проблема рынка - отсутствие эффективной системы распространения. В России очень тяжело донести книгу до читателя: страна большая, а книжных магазинов мало.

Все оптовые и дистрибуторские компании, занимающиеся распространением книг из Москвы в регионы, ориентированы только на большие объемы и крупные издательства. На начальном этапе развития издательского проекта, если на его книге нет известного и популярного имени или книга не является очевидным бестселлером, шансы, что дистрибутор захочет работать с новичком, невелики. Впрочем, если даже оптовик согласится взять новую книгу на реализацию, это не гарантирует ее высоких продаж- в большом объеме изданий, поставляемых оптовиком в магазин, книга просто потеряется где-нибудь на краю полки.

Оптимальный выход - заняться продвижением собственной книги самому. Лучше вас этого никто не сделает. Некоторые мои знакомые, пробовавшие себя в издательском бизнесе, оказались весьма успешны благодаря тому, что во главу угла они ставили вопрос реализации: налаживали контакты с ритейлерами, договаривались о поддержке своих книг рекламными материалами и т. д. Убедите магазин, что вашу книгу стоит взять на реализацию, проконтролируйте, как она будет выставлена в торговом зале, купите рекламное место перед магазином и т. д. К счастью, в отечественной книжной рознице нет практики брать деньги за место на полке, поэтому самостоятельное продвижение будет стоить копейки. Важный момент: рассчитывать нужно на все магазины и в Москве, и в регионах. Концентрировать все усилия только на трех-пяти самых известных московских не стоит. Могу сказать по собственному опыту: продажи даже бестселлеров через них не превышают 1-2% от всего тиража, обычные же книги они и вовсе продают единичнымиэкземплярами.

mirznanii.com

Как открыть свое издательство: бизнес-идея

Издательский бизнес невероятно популярен у российских предпринимателей. В России работают 16 тыс. издательств. Во многом это объясняется крайне невысокой стоимостью выхода на этот рынок - издание одной книги стоит не больше $5-10 тыс. Однако удержаться на нем крайне сложно: успех того или иного издания невозможно просчитать. Издательский рынок достаточно открытый. Это обусловлено его спецификой. Потребление продуктов питания весьма лимитировано, больше определенного количества пива или молока человек просто физически потребить не может. Поэтому перед ним неизбежно встает дилемма: купить продукт X или его конкурента, продукт Y. Потребление же книг организовано по-иному. Человек может читать больше или меньше книг в зависимости от того, есть в данный момент на рынке хороший продукт или нет. И если покупает какую-то книгу, делает это не в ущерб другой. Скажем, появился «Гарри Поттер» - рынок детской литературы моментально вырос в разы, нет- на рынке начинается стагнация. Об открытости рынка свидетельствует и разнообразие участников. Многие издательские проекты их собственники задумывали совсем не как бизнес. Некоторые из них начались с такой мотивации: «Я сталкивался с проблемой - книги, которые были нужны мне по предыдущему бизнесу или которые нравились мне, имели либо плохой перевод, либо плохое оформление, либо я вовсе не мог их купить в России. Решил своими силами компенсировать пробел». Такая идея была, например, в основе издательства «Манн, Иванов и Фербер». Учредители сталкивались с проблемой выбора необходимой бизнес-литературы. Организовали издательство, которое специализируется исключительно на деловых изданиях. Прежде чем запускать издательский проект, нужно понять его цели и возможности: какие книги будет выпускать издательство, какова целевая аудитория этой литературы, каким образом доносить продукт до потребителя и т. д. Если это условие выполнено, шансы на успех достаточно велики: Россия - страна большая, и любая хорошая книга имеет миллионы потенциальных читателей.

Инвестиции

На руку новому издателю сыграет и достаточно низкая цена входа на рынок. Больших инвестиций издание одной-двух книг не потребует. Себестоимость выпуска одной книги при тираже до 10 тыс. экземпляров составляет около $1. Соответственно, вложения в первое издание составят $5-10 тыс.

Правда, придется рассчитывать преимущественно на собственные ресурсы. Я не помню примеров участия, например, банков в начинающих издателях. Им это не интересно, поскольку книгоиздательство - высокорискованный бизнес.

Новая книга может оказаться невостребованной, автор может не написать новую книгу в оговоренные сроки или вовсе уйти в другое издательство и т. д. Подобные форс-мажорные обстоятельства- обычная ситуация для рынка. Залогов под кредиты издатель также предоставить не может, потому что если книга «не пошла», это уже неликвидный товар, и в качестве залога она никому не интересна. На рынке распространены два варианта финансирования новых проектов. Во-первых, привлечение частных инвесторов. Учитывая небольшой объем первоначальных инвестиций, некоторые инвесторы вкладываются в книгоиздательство не как в бизнес-проект, а как проект «для души», либо статуса- все-таки «издатель книг» звучит весьма статусно. Во-вторых, небольшие начинающие издательства часто приглашают к участию в проекте крупные издательские компании. «Малыши» приходят с идеей, большие издательства, если идея интересна и оригинальна, финансируют ее реализацию, прибыль делят. Практика очень распространена. Небольшие компании в данном случае выступают как подрядчики: готовят продукт, более крупный партнер готовит книгу непосредственно к выпуску, занимается полиграфией и продажей книги через свою дистрибуторскую сеть. Начинающее издание получает в таком альянсе финансирование и хорошую дистрибуцию. Крупным компаниям это также интересно: небольшие компании могут быть специалистами в узких нишах, в которых универсальные операторы часто не сильны. Кроме того, преимуществом мелких подрядчиков является оперативность, которой зачастую лишены компании-лидеры. Мы, например, постоянно участвуем в четырех-пяти подобных альянсах.

Специализация

Быть универсальным издательством может себе позволить только очень большая компания. Для этого необходим как минимум большой штат сотрудников. У нас, например, издательство разделено на четыре редакции разной специализации: профессиональной литературы, остросюжетной (детективы, женские романы), прикладной книги, современной и классической прозы. Кроме кадрового вопроса универсальным издательствам приходится решать массу проблем, связанных с большим объемом разноплановых книг: вести одновременно работу сразу с несколькими типографиями, иметь разветвленную дистрибуцию и т. д. Новичку не стоит создавать себе такие проблемы. Оптимальная модель стартапа - выбрать узкую нишу, в которой он хорошо ориентируется: владеет материалом, знает вкусы, интересы и возможности целевой аудитории и т. д. Замечу, речь не о художественной литературе. С нее, кстати, сложнее всего начинать. На рынке всегда востребованы книги по кулинарии, цветоводству, приусадебному хозяйству, эзотерике, психологии и т. д. В общем объеме продаж литературы в России по 20% занимает остросюжетная литература, а также прикладная и школьная обучающая, 15% - художественная, детская и подростковая и по 7-8% - фантастика и фэнтези, современная проза и бизнеслитература. Из структуры рынка видно, что не художественная литература- шанс для молодого издательства. Тем более что в узкой нише всегда можно успешно конкурировать с крупным издательством. В крупных компаниях процесс принятия и реализации решений идет дольше, и универсальное издание не так глубоко знает ту или иную специализированную нишу, как издатель, работающий только в ней. Примеров узкоспециализированных и успешных изданий достаточно много: «Росмэн» выпускает только детские книги, BBPG - только книги по вину, «Армада» - только фантастику, «Альпина бизнес букс» специализируется только на деловой литературе и т. д.

Авторы

Поиск новых авторов - возможно, самая сложная часть в работе издательства. Для начинающего издательства эта задача сложна вдвойне. Во-первых, уже состоявшиеся авторы наверняка откажутся работать с новичком хотя бы в силу того, чтокрупные издательства предлагают гораздо более привлекательные условия работы. Например, у нас годовой бюджет на продвижение некоторых авторов может достигать $100 тыс. Во-вторых, вероятность того, что издательство сможет успешно выйти на рынок с новым автором, крайне мала. Конечно, есть и успешные примеры сотрудничества двух новичков - издателя и автора. Например, издательство «Захаров» поверило в Бориса Акунина и издало его, когда тот был совсем неизвестным автором.

Тандем оказался успешным.

А издательство «София» стало широко известным благодаря только одному автору - Паоло Коэльо. Но такие примеры единичны. Просчитать, окажется автор востребованным или нет, невозможно. К нам ежегодно приходит до 2 тыс. рукописей, из которых всего лишь пятая часть рекомендуется к изданию. Но и из этих 420 авторов тиражом больше чем 2-4 тыс. экземпляров продаются не больше 20, бестселлерами станут и того меньше - один-два автора. Прибыль от продажи оставшихся 400 авторов крайне незначительна.

Персонал

Формирование штата начинайте с поисков редактора. В отличие от производителей продуктов, где человек номер один- это директор по продажам, в издательствах все держится на редакторах. Они отбирают те рукописи, которые в итоге будут изданы. Они должны хорошо представлять, кто является читателем будущей книги, как донести до него информацию об этой книге: чтобы обложка соответствовала содержанию, цена была доступна для целевой аудитории, и даже выбрать правильный канал продаж (бывает, что книги становятся бестселлерами в каталожной торговле, но совершенно не продаются через магазины, и наоборот). Директор по продажам- человек номер два. Но я не случайно говорил, что издательский рынок очень специфический. Да, крупные компании содержат штат из 500 и более сотрудников. Но при этом, чтобы быть эффективным издательством, иметь такой штат необязательно. Например, издательство «Манн, Иванов и Фербер» работает без штата. Трое учредителей участвуют в процессе создания своих книг только на уровне создания концепции книги и мерчендайзинга книг в магазинах, все остальные процессы выполняют подрядчики. С поиском подрядчиков проблем сегодня нет. Большинство типографий готовы не только отпечатать книгу, но и провести ее полную предпечатную подготовку.

Дистрибуция

Больших средств, как я говорил, издание книги не требует. Производство занимает немного времени - от одобрения рукописи до выхода книги в свет проходит в среднем тричетыре месяца. Но это лишь часть работы издателя. Вторая проблема рынка - отсутствие эффективной системы распространения. В России очень тяжело донести книгу до читателя: страна большая, а книжных магазинов мало. Все оптовые и дистрибуторские компании, занимающиеся распространением книг из Москвы в регионы, ориентированы только на большие объемы и крупные издательства. На начальном этапе развития издательского проекта, если на его книге нет известного и популярного имени или книга не является очевидным бестселлером, шансы, что дистрибутор захочет работать с новичком, невелики. Впрочем, если даже оптовик согласится взять новую книгу на реализацию, это не гарантирует ее высоких продаж- в большом объеме изданий, поставляемых оптовиком в магазин, книга просто потеряется где-нибудь на краю полки. Оптимальный выход - заняться продвижением собственной книги самому. Лучше вас этого никто не сделает. Некоторые мои знакомые, пробовавшие себя в издательском бизнесе, оказались весьма успешны благодаря тому, что во главу угла они ставили вопрос реализации: налаживали контакты с ритейлерами, договаривались о поддержке своих книг рекламными материалами и т. д. Убедите магазин, что вашу книгу стоит взять на реализацию, проконтролируйте, как она будет выставлена в торговом зале, купите рекламное место перед магазином и т. д. К счастью, в отечественной книжной рознице нет практики брать деньги за место на полке, поэтому самостоятельное продвижение будет стоить копейки. Важный момент: рассчитывать нужно на все магазины и в Москве, и в регионах. Концентрировать все усилия только на трех-пяти самых известных московских не стоит. Могу сказать по собственному опыту: продажи даже бестселлеров через них не превышают 1-2% от всего тиража, обычные же книги они и вовсе продают единичнымиэкземплярами.

Риски

Главные риски для издателя- авторы, с которыми он работает. Перечень возможных форсмажорных ситуаций необычайно широк и разнообразен. Например, сделало издательство себе имя на одном авторе.

С одной стороны, для издателя это хорошо - не приходится распыляться на нескольких писателей, публика привыкает к одному имени и т. д. С другой - издатель попадает в зависимость от успехов или неуспехов своего главного пера.

Между тем любой автор имеет свой жизненный цикл. У когото он может длиться два года, у кого-то десятилетиями, но рано или поздно продажи любого автора начинают снижаться: появился новый, более интересный автор, или ваш автор «исписывается» и т. д. Если издательство не смогло диверсифицироваться, оно остается ни с чем. Весьма типичная ситуация для нашего бизнеса. Могут начаться разногласия с авторами. Например, писателя перестанут устраивать условия работы или ему захочется творческих экспериментов, результаты которых не будут устраивать издателя, поскольку окажутся невостребованными читателем. В лучшем случае издатель может потребовать возврата аванса за будущие книги, однако оперативно найти замену автору практически невозможно. В конце концов, автор может быть перекуплен конкурентом. Законодательство в этом вопросе полностью на стороне авторов, так как издательства не могут заключать с авторами договоры на будущие книги, поэтому инструментов для удержания писателей практически никаких. Тем более что небольшое издательство не может предложить авторам таких гонораров (около 10-12% от продаж тиража) и продвижения, как крупные игроки. Также, начиная бизнес, не стоит забывать два важных момента. Во-первых, успех книг непросчитываем. Весьма распространенная ситуация: по всем критериям книга должна стать бестселлером - автор известный, сюжет интересный, язык хороший. А продаж нет! Все технологии продвижения книг на рынке гарантируют только 20% успеха, на 80% он зависит только от того, понравится книга читателю или нет.

Во-вторых, шансов продать бизнес крайне мало. В издательском деле нет активов, которые были бы интересны инвестору. Нереализованные остатки книг на складах никому не нужны. Всех интересуют только авторы.

18.10.2006

Источник: www.jankoy.org.ua

Обратная связь

www.smb24.ru


Смотрите также