Студентам

Открыть музей как бизнес


Как открыть музейв закладки 2

Рассказывать об открытии музеев в деловом издании? Ну, может быть разве что вспомнить о них разок-другой на последних страницах, после нескольких обзоров кинофильмов и порекомендовать очередную скучную экспозицию. Правда, музеи могут быть причислены к особой индустрии развлечений — бизнесу, чьи бюджеты в мире исчисляются миллионами долларов. Насколько оправдан по отношению к бизнесу на музеях торговый подход?

Всякий музей, в первую очередь, — это организованный научно-исследовательский центр. Впрочем, все понимают, что ожидать специальных денежных дотаций от государства не доводится. Сегодня в сфере тихого интеллектуального досуга существует грубое соперничество, здесь музеи соперничают со всевозможными дискотеками, кинотеатрами, клубами, да и примитивно домашним диваном и телевизором.

Музеи на госслужбе

Вероятно, именно музей Дарвина, который посвящен эволюции звериного мира и находится в государственной собственности, дозволено назвать одним из самых удачных Московских музеев. Он довольно отличается от пафосной Оружейной палаты либо знаменитой Третьяковской галереи и непрерывно находится у всех на слуху, а также регулярно напоминает в афишах о себе и своих экспозициями, нестандартных акциях. А это очень позитивно сказывается на увеличении числа его посетителей.

Музей энергично старается сотрудничать и с фирмами, которые организуют экскурсии в Москву из различных городов. Но привлекать зарубежных путешественников пока трудно из-за необычной позиции наших сановников. В мире иноземцам предлагается по несколько музейных программ, а в России существует некоторый «одобренный прейскурант объектов для показа».

Музей Дарвина подчистую отрицает устоявшийся стереотип музея, как такого места, где воющие от скуки студенты и школьники снуют туда-сюда, не замечая экскурсовода. Довольно будет сказать, что в любом музее на входе посетители и туристы могут за копейки купить обучающие брошюры, которые разработаны под стать любому возрасту, красочные и яркие путеводители по музею, которые, в свою очередь, построены в виде ребусов и кроссвордов.

В этом музее ежедневно в определенное время проводится светомузыкальная видеоэкспозиция под названием «Живая Планета»: в одном из многочисленных залов на стенах демонстрируется 20-минутный кинофильм о зарождении и становлении жизни на Земле. Во время демонстрации намеренно подсвечиваются определенные экспонаты, ну а звук, который записан в системе Dolby Digital, усиливает результат присутствия. Таким образом, впервые в мировой музейной практике были объединены вероятности осветительной и другой техники с непрерывно действующей экспозицией.

Раньше завсегдатаями музея были предпочтительно родители с детьми, а сейчас заметно увеличилось число посетителей среди старшеклассников и студентов. Организованные группы при этом сегодня не превышают 15% от всего числа посетителей.

Музей как бизнес

С самого старта бизнеса необходимо определиться, будет ли это музей искусств, краеведческий музей, музей иллюзий или тому подобное.

Однако, встречаются сегодня в русской практике в том числе и частные бизнес проекты по открытию музея, которым получается трудиться с выручкой. Причем их создатели особенно подчеркивают, что это полновесные музеи, а не «шоу» либо ресторан, спрятанный под музейной вывеской . В качестве примера дозволено привести легендарный Музей русской водки в Санкт-Петербурге.

Именно солидный ученый подход отличает этот уникальный питерский музей от его аналогов.

В одном из множества выставочных залов созданы оригинальные интерьеры трактира 19 столетия, где любому посетителю предлагают рюмочку водки. Так же для всех желающих здесь проходят дегустационные презентации, причем все блюда — от вкуснейших блинов с икрой до умопомрачительного куриного жульена — приготовлены по оригинальным рецептам старой кулинарной книги «Презент молодым хозяйкам».

Музей был открыт ко Дню города в 2001 — м году. За это время его успели посетить примерно 22000 посетителей, из них больше 60% составляют зарубежные путешественники. Их с охотой поставляют фирмы по туризму, ведь у музея со 120 туристическими компаниями заключен особый договор о сотрудничестве. Очень интересен тот факт, что посещения Музея русской водки включены даже в непременную программу многих учебных заведений.

Входной билет в этом уникальнейшем музее стоит 25 рублей, а интереснейшая экскурсия на русском языке будет стоить любому желающему всего 50 рублей, также экскурсии проводятся и на иностранном языке – их стоимость 100 рублей за человека. Стоимость дегустационных презентаций зависит от прейскуранта блюд; особенно актуальным бывает меню за 450 рублей.

Тактическим партнером этого музея стала известная «Русская вино-водочная компания», изготовитель торговой марки спиртных напитков «Флагман». Продукция этой компании представлена также и в меню, и на информационных стендах, которые посвящены современному изготовлению водки. В том числе, сотрудничает этот музей и с другими изготовителями.

Музей первоначально задумывался как бизнес, и сегодня его стержневой доход складывается от работы трактира (30%), реализации билетов (30%), и продажи сувениров (40%). В музейном штате 15 человек, расходы на рекламу музея минимальны.

Она, как поясняют в музее, нецелесообразна, так как пропускная способность любого музея невысока, и поэтому недостатка в посетителях нет, следственно есть толк только напоминать о себе в разных музейных каталогах.

Существенных доходов Музей русской водки пока не приносит: крупны нынешние расходы, нужно непрерывно пополнять экспозицию, и основное — слишком дорого обходится аренда помещения в центре города.

Музеи и реклама

Впрочем совсем не непременно требовать от бизнеса по открытию музея валютных поступлений, он может быть и легко результативным PR-инструментом.

Причем это смешное на слух учреждение абсолютно может считаться полновесным музеем. Достоверные экспонаты для Музея автоугона были предоставлены столичной ГАИ и 7-й отдел МУРа, которая специализируется на этих правонарушениях.

Здесь и фальшивые номера, и поддельные водительские удостоверения.

Есть и совсем чудесные экспонаты. Сложно остаться безразличным, глядя на огромную связку уникальных рыболовных крючков, которая была оставлена на водительском сиденье завзятым автолюбителем и рыболовом 78-летним Василием Дедюлей.

Кроме того, что об открытии этого музея было написано во многих изданиях, он привлекает большое внимание общественности. Согласитесь, спустя некоторое время после того они вблизи одного из стендов сами испробуют ножовкой перепилить блокиратор КПП, они оценят наше чувство юмора. Денег с посетителей никто не берет — у музея совершенно другие задачи.

Таким образом, можно сказать, что открытие собственного уникального и интересного музея может быть отличной и рентабельной идеей бизнеса. Главное грамотно составить бизнес план и все рассчитать.

Мар 17, 2016Сергей

delaidengi.boltai.com

Музей как бизнес

Писать о музеях в деловом издании? Разве что упомянуть на последних страницах, после обзора кинофильмов, порекомендовать какую-нибудь выставку. Хотя, если задуматься, музеи по праву могут быть причислены к индустрии развлечений — бизнесу, чьи обороты в мире исчисляются миллионами долларов. Насколько в таком случае оправдан по отношению к музеям коммерческий подход?

Разумеется, никто не спорит: любой музей, в первую очередь, это культурный и научно-исследовательский центр. При этом, однако, все прекрасно понимают, что ждать особых милостей от государства не приходится. «Музей должен зарабатывать деньги, ничего кощунственного в этом нет, — говорит директор Государственного Дарвиновского музея Анна Клюкина. — И за посетителей надо бороться, просто так к нам никто не придет. Сегодня в сфере досуга существует жесткая конкуренция, тут мы соперничаем со всевозможными кинотеатрами, дискотеками, клубами, да и просто домашним диваном и телевизором. Чего греха таить, россияне не очень-то приучены ходить в музеи».

На государственной службе

Пожалуй, именно Дарвиновский музей, посвященный эволюции животного мира и находящийся в муниципальной собственности, можно назвать одним из самых успешных столичных музеев. По крайней мере, в отличие от пафосной Оружейной палаты или именитой Третьяковской галереи он постоянно на слуху, регулярно напоминает о себе какими-нибудь выставками и нестандартными акциями, что, в свою очередь, сказывается и на числе посетителей. К примеру, 22 марта на праздник, посвященный Всемирному дню воды, в Дарвиновский музей пришли более 5 200 человек.

«Если говорить о Москве, то да, в столице мы, выражаясь современным сленгом, хорошо раскручены. Музей активно сотрудничает и с турфирмами, которые привозят в Москву из других городов школьные группы. А вот привлечь зарубежных туристов нам пока сложно из-за странной позиции наших чиновников. Во всем мире иностранцам предлагается на выбор по пять-шесть музейных программ, у нас же существует некий «утвержденный перечень объектов показа». Правда, мы не сидим сложа руки, ведем переговоры с отелями, и в будущем в номерах появятся небольшие информационные буклеты о нашем музее», — рассказывает Анна Клюкина.

Вообще, сам по себе Дарвиновский напрочь опровергает укоренившийся стереотип музея как места, где изнывающие от скуки школьники обреченно внемлют экскурсоводу и лишь отдельные сорванцы провоцируют бабушек-смотрительниц на гневные окрики: «К витринам не прислоняться! Экспонаты руками не трогать!» Достаточно сказать, что на входе посетители могут за четыре-пять рублей приобрести так называемые обучающие гиды — разработанные под определенный возраст красочные путеводители по музею, построенные в виде загадок и кроссвордов.

А с октября прошлого года в музее ежедневно в определенный час проходит светомузыкальная видеоэкспозиция «Живая Планета»: в одном из залов на стенах демонстрируется оригинальный 20-минутный фильм о зарождении и развитии жизни на Земле. Причем во время демонстрации специально подсвечиваются те или иные экспонаты, а звук, записанный в системе Dolby Digital, еще больше усиливает эффект присутствия. Таким образом, впервые в мировой музейной практике были соединены возможности осветительной, видео- и звуковой техники с постоянно действующей экспозицией.

«Безусловно, это очень дорогой проект. Мы его задумали еще семь лет назад, но смогли осуществить только в год 95-летия музея. Нам удалось заложить в городской бюджет финансирование этого проекта», — объясняет директор. Разумеется, подобные проекты (а посещение видеоэкспозиции, кстати, никак не влияет на стоимость входного билета) привлекают новых посетителей. Так, если раньше завсегдатаями музея были преимущественно родители с маленькими детьми, то в последнее время заметно увеличилось число старшеклассников и студентов. При этом организованные группы сегодня не превышают 15% от общего числа посетителей.

Над имиджем Дарвиновского музея работает специальный отдел рекламы, его основная задача — привлечь максимальное внимание общественности к новым выставкам. Их в этом году намечено больше тридцати, однако никаким специальным рекламным бюджетом отдел не располагает. «В музейной практике считается дурным тоном заниматься какой-либо платной рекламой и уж тем более размещать в прессе заказные статьи. Необходимо сделать так, чтобы журналистам самим было интересно прийти к нам и написать о нашем музее, — утверждает Анна Клюкина. — Надо стремиться из любого события — от открытия новой выставки до дня рождения, допустим, старейшего сотрудника — сделать PR-акцию».

В итоге в 2002 году Дарвиновский музей на реализации входных билетов, экскурсионном обслуживании, лекциях, продаже сувениров, сопутствующей литературы и других услугах заработал 6 миллионов рублей. Правда, ни о какой самоокупаемости речь не идет. «Одна только охрана обходится нам в два миллиона, электричество стоит тоже два миллиона, еще два — на водоснабжение и т. д., — перечисляет директор. — Вообще, ни один крупный музей мира не является прибыльным. Доход может приносить музей мадам Тюссо, но это все же только шоу. Считается, что если музей зарабатывает до 20% своего бюджета, это замечательный показатель. Мы собираем больше, но у нас просто сам бюджет очень маленький».

К этому надо добавить, что государство по отношению к своим музеям заняло весьма странную позицию: с прошлого года они должны отчислять в казну НДС и налог на прибыль. «В 90-е годы нас пустили в свободное плавание, и мы вынуждены были зарабатывать себе на хлеб. Теперь, когда мы этому научились, с нас стали требовать деньги. В результате мне остается только повышать цены на билеты. Но кому нужен дорогой, но пустой музей?» — сетует Анна Клюкина. Сейчас входной взрослый билет стоит в Дарвиновском музее всего 34 рубля, детский — и вовсе 15.

Музей как бизнес-проект

Впрочем, встречаются сегодня в российской практике частные музеи, которым удается работать с прибылью. Причем их создатели особо подчеркивают, что это полноценные музеи, а не «шоу» или банальный ресторан либо магазин, спрятанные под музейной вывеской. В качестве наглядного примера можно привести Музей русской водки в Санкт-Петербурге.

Идея этого, несомненно, любопытного и актуального для многих музея принадлежит врачу Сергею Ченцову и филологу Роману Шевякову. Увлеченные историей подлинно национального напитка, они в 1999 году задумали открыть свой музей. Для создания экспозиции были привлечены музейные специалисты, в течение года собирались различные экспонаты, велась работа в архивах. При этом, как подчеркивает PR-директор музея Виктория Точиева, многие документы оказались засекреченными: не то что скопировать, а просто получить доступ к информации о производстве водки после 1950-х годов и особенно в период горбачевской антиалкогольной кампании было чрезвычайно трудно.

Именно серьезный научный подход отличает питерский музей от его аналогов. «В других городах это все-таки просто бутылочная экспозиция, у нас же много экспонатов посвящено процессу изготовления водки и ее месту в русской истории. Поэтому мы настаиваем на уникальности нашего музея», — говорит Виктория Точиева.

В одном из выставочных залов воссозданы интерьеры трактира конца XIX века, где каждому посетителю предложат рюмочку водки. Тут же для всех желающих проходят дегустационные сеансы, причем все блюда — от блинов с белужьей икрой до куриного жульена — изготовлены по рецептам старинной кулинарной книги «Подарок молодым хозяйкам».

Музей открылся ко Дню города в мае 2001 года в историческом центре Санкт-Петербурга. За это время его уже успели посетить около 22 000 посетителей, из них более 60% составляют иностранные туристы. Их охотно поставляют турфирмы, со 120 операторскими компаниями заключен договор о сотрудничестве. Любопытно, что посещение Музея русской водки включено даже в обязательную программу некоторых учебных заведений. При этом администрация подчеркивает, что музей является камерным заведением, поэтому больше 200 человек он при всем желании принять не в состоянии.

Входной билет стоит 25 рублей, экскурсия на русском языке обойдется в 50, на иностранном — в 100 рублей. Стоимость дегустационных сеансов зависит от перечня блюд; наиболее востребованным, как показывает практика, является меню за 450 рублей.

Стратегическим партнером музея стала «Русская вино-водочная компания», производитель торговой марки «Флагман». Ее продукция представлена и в меню, и на стендах, посвященных современному производству водки. Сотрудничает музей и с другими производителями. «Предложения об участии отправляются только ведущим и хорошо зарекомендовавшим себя водочным компаниям», — уточняет Виктория Точиева.

Музей изначально задумывался как бизнес-проект, и сегодня его основной доход складывается от реализации билетов (30%), работы трактира (30%) и продажи сувениров (40%). В штате всего пятнадцать человек, расходы на рекламу минимальны. Она, как объясняют в музее, просто нецелесообразна: пропускная способность музея невысока, недостатка в посетителях нет, поэтому есть смысл только напоминать о себе в различных музейных каталогах, а также картах и путеводителях по Санкт-Петербургу.

Значительных прибылей Музей русской водки пока не приносит: велики текущие расходы, необходимо постоянно пополнять экспозицию, и главное — слишком дорого обходится аренда помещения в центре города. Однако, как говорит Виктория Точиева, музей все-таки окупает себя, и его можно рассматривать как удачный проект. Хотя, конечно, для его создателей он не является приоритетным бизнесом.

Музей как PR-акция

Однако вовсе не обязательно требовать от музея денежных поступлений, он может быть и просто эффективным PR-инструментом. К примеру, минувшим летом многие СМИ сообщили об открытии в Москве первого в мире Музея автоугона имени Юрия Деточкина. Таким весьма экстравагантным способом заявил о себе автосалон «Лада-Фаворит».

Причем это смешное на слух учреждение вполне может считаться полноценным музеем. Подлинные экспонаты для Музея автоугона предоставили столичная ГАИ и 7-й отдел МУРа, специализирующийся на этих преступлениях. Тут и поддельные номера, и липовые водительские удостоверения, или, к примеру, простреленная при погоне за угонщиком дверь роскошного «Вольво». По соседству с ней выставлен автомат Калашникова, из которого якобы и стреляли по преследуемой иномарке, а специальная табличка разъясняет, что преступник в ходе погони «был ранен, задержан и впоследствии осужден на 6 лет».

Есть и вовсе удивительные экспонаты. Трудно остаться равнодушным, глядя на связку рыболовных крючков, которую оставлял на водительском сиденье заядлый автолюбитель и рыболов 78-летний Василий Дедюля. Беспристрастная надпись гласит, что пенсионер был вынужден отказаться от своей самодельной противоугонной системы после того, как несколько раз по забывчивости забыл поутру убрать ее с сиденья. На этом фоне заурядный топор и молоток также смотрятся как ценные раритеты. В отдельном уголке представлена коллекция женских поясов верности — по замыслу авторов, их тоже можно рассматривать как «противоугонные» средства.

«Идея музея принадлежит президенту автосалона Владимиру Попову. Ее охотно поддержали в правоохранительных органах, и за считанные недели экспозиция была готова. Расходы на ее создание и оборудование небольшой комнаты на территории салона были копеечными, для компании вовсе не обременительными, а отдача получилась колоссальная», — признается менеджер по рекламе Мария Донцова.

Помимо того, что об открытии музея написали многие издания, он привлекает внимание общественности. «Нам звонят из различных школ, просят провести экскурсии, журналисты по-прежнему часто приходят, — продолжает Мария Донцова. — И самое главное — в музей заглядывают посетители автосалона. Согласитесь, после того как они возле одного из стендов сами попробуют ножовкой перепилить блокиратор КПП, отношение к нашей компании у них наверняка улучшится, они оценят наше чувство юмора». Разумеется, с посетителей денег никто не берет, у музея совсем другие задачи.

Музей как двигатель туризма

Наконец, стоит сказать, что музеи, не принося существенной прибыли, могут дать толчок развитию туризма и тем самым активно способствовать созданию новых рабочих мест и росту доходов населения. Яркое доказательство тому — поразительный успех города Мышкина.

Еще десять лет назад Мышкин был, пожалуй, заурядным и малоизвестным городком Ярославской области, сегодня же он переживает настоящий туристический бум. Так, если в 1996 году город посетило 45 туристических теплоходов, то в 2002-м их уже насчитывалось 219. Возросло до 300 и число автобусных экскурсионных групп. «Всего в прошлом году Мышкин посетили 30 147 организованных туристов и еще около 20 000 человек приехали в город частным порядком», — говорит директор Мышкинского туристического центра Светлана Чистякова. Для города с населением всего в 6 500 человек это, бесспорно, впечатляющий результат.

Таким стремительным ростом турпотока Мышкин обязан своим музеям, в первую очередь – открывшемуся в 1991 году Музею мыши, а также появившемуся всего два года назад Музею «Русские валенки». В первом, как нетрудно догадаться, представлены всевозможные игрушки и поделки на священную для города тему. По легенде, именно мышь разбудила ночью прилегшего в открытом поле некоего русского князя и тем самым спасла его от укуса притаившейся рядом змеи, — так и родилось название ближайшего населенного пункта. Музей же валенок появился как дань уважения традиционной русской обуви и как дополнительное средство привлечения туристов.

Трудно не согласиться со Светланой Чистяковой: эти небольшие музеи действительно очень уютны и уже этим привлекательны для гостей города. Хотя, по правде говоря, ничего необычного и раритетного в экспозициях нет, за исключением разве что одного «особо ценного» экспоната — пары валенок конца XIX века. Однако туристов это нисколько не смущает. «Все организовано просто, но со вкусом. Чувствуется, что жители Мышкина действительно болеют за свой город», — таков типичный отзыв от посещения города.

Кроме этих двух ключевых музеев, в Мышкине за последние годы открылись Народный этнографический музей, Дом ремесел, Музей водочного фабриканта Смирнова, есть своя картинная галерея. В результате Мышкин сегодня позиционирует себя как один большой музей под открытым небом — город классической провинции.

«Деятельность всех музеев в целом, несомненно, приносит прибыль, но она не столь велика, чтобы они были на полном самообеспечении, в них еще необходимо вкладывать средства для дальнейшего развития», — признается Светлана Чистякова. Однако жители города зарабатывают на продаже различных сувениров и обслуживании туристов, активно эксплуатируя мышиную тему: магазин, расположенный по соседству с Музеем мыши, называется «Мышонок», кафе в центре города — «Мышкарь-лакомка» и т. д.

В общем, за несколько лет город «раскрутился» буквально из ничего. Правда, в самом Мышкине с этой трактовкой категорически не согласны. «У нашего города богатая история, он известен уже с 1238 года и всегда славился интересными людьми, тружениками и патриотами. Это все-таки самое главное», — считает Светлана Чистякова.

Специалисты, комментируя успех Мышкина, отмечают, что он удачно освоил нишу малых музеев. Причем эта ниша в России до сих пор остается незаполненной и ждет своих энтузиастов. И внакладе они не останутся. Впрочем, для музея прибыль все-таки не самое главное.

bishelp.ru

Как самостоятельно открыть частный музей

Для открытия музея необходимо принять решение по основным задачам, как и при открытии фирм или других компаний.

Необходимо вывести концепцию, которая бы выделялась на общем фоне и была конкурентоспособной, изыскать неизменный источник получения денежных средств, подобрать необходимое помещение, месторасположение с большой проходимостью, нанять профессиональный и высококвалифицированный персонал.

Этап 1. Идея и мотивация

Частные музеи, как правило, начинают своё существование от заинтересованности в коллекционировании. Затем, когда накоплено достаточное количество предметов, для того что бы выставить их на показ, встает вопрос об определении стимулирования, в будущем, именно стимул и мотивация будут играть определяющую роль в музейной политике. Существует несколько вариантов музейной политики:

  • Рассказ о своей коллекции заинтересованным клиентам;
  • Поиск единомышленника;
  • Создание клуба заинтересованных личностей;
  • Денежная выгода, получение прибыли;

Частные музеи, как правило, начинают своё существование от заинтересованности в коллекционировании.

Этап 2. Помещение

Следующим этапом является подбор помещения. Нюансом является то, что помещение следует приобрести и стать его собственником. Это позволит избежать возможных «скитаний», переездов с одного места в другое, увеличения стоимости арендной платы и других сложностей.

Также можно прибегнуть к поиску спонсоров, которые согласились бы на их территории разместить музей. Спонсорами могут быть крупные предприятия и другие учреждения. Помимо всего прочего существует возможность получения помещений в учреждениях культуры либо у городских или районных властей, которые бы могли предложить помещение по льготным условиям.

Лучше всего стать собственником помещения, а не брать в аренду.

Этап 3. Штат

Штат небольшого частного музея должен состоять минимум из 5 человек. Вторыми людьми после владельцев являются главные хранители. Этому человеку необходимо иметь знания в области фондов, он должен справляться с ведение учета, иметь точные сведения о местонахождении каждого из предметов, своевременно отдавать экспонаты на реставрацию.

Зачастую эти люди также выполняют функции кураторов на выставках и принимают решения о выставлении того или иного экспоната на всеобщий обзор.

Необходимо открыть вакансию сотрудника бухгалтерии и сотрудника по уборке помещений. Также иногда следует прибегать к найму:

  • Реставраторов;
  • Компьютерщиков (IT-специалистов) чтобы поддерживать используемую технику и своевременно обновлять информацию на web-портале музея;
  • Экскурсоводов (обязательным условием является владение иностранным языком);

Минимальный штат сотрудников – 5 человек.

Этап 4. Бюджет

В случае деятельности музея с использованием собственного помещения к основным ежемесячным расходам будут относиться следующие затраты:

  • Заработная плата сотрудников;
  • Оплата коммунальных платежей;
  • Затраты на реставрацию;
  • Создание и последующее сопровождение интернет-портала;
  • Услуги полиграфии (распечатка флаеров, афиш, брошюр, проспектов);

Расходы, связанные с приобретением новых экспонатов рассчитать не возможно. Однако, стоит учесть, что иногда экспонаты могут достаться частному музею даром: в таком случае дарителю приятно видеть его вещи в распоряжении музея.

Небезопасно распространять информацию о ценности и денежном эквиваленте коллекций, которые хранятся в музее. Человек может подумать о том, что музей принимаем презенты, и перепродает их по завышенной цене. В таких случаях целесообразно отказаться от предоставления услуг за деньги.

Прибыль музей получает от стоимости посещения выставки, стоимости экскурсий, от благотворительности, от подношений, и в очень редком случае частный музей может получить прибыль от гранта на какой-либо проект. Для того чтобы получать хорошую прибыль и выйти на окупаемость можно прибегнуть к сдаче помещений. Помещения подойдут для сдачи их под презентации либо иные специальные мероприятия.

Чтобы получить максимальную прибыль от содержания частного музея можно заняться сдачей помещений в аренду.

Этап 5. Деятельность

Помимо оформлений постоянных экспозиций можно заняться проведением временных совместных выставок задействовав собственный фонд либо сотрудничая с нумизматами, собирателями и т.д. Также можно задействовать деятелей искусства. Это будет являться хорошим информационным поводом: анонс выставки будет попадать на афишу в средства массовой информации, что приведет к увеличению потока клиентов.

Примеры деятельности различных частных музеев:

  • В музее истории фотографий проводятся экспозиции, как отечественных, так и иностранных фотокорреспондентов и фотохудожников;
  • В частном кукольном музее организовываются экспозиции частных коллекционеров;
  • Также во многих музеях проводятся сольные вечера, чтение лекций, розыгрыши спектаклей;

Итог:

Расходы, связанные с ежемесячным содержанием частного музея с собственным помещением – от 2.000 до 5.000 условных единиц;

В расходы не входит закупка экспоната.

biznes-idei.net

Частный музей: бизнес или культурный проект?

Все мы в детстве собирали машинки, марки, значки. Возможно, у кого-то до сих пор в шкафу пылится прекрасная коллекция. А вы никогда не задумывались о том, что она может приносить доход?

Текст: Виталий Соколов

Начиная с 90-х годов, в России открылось множество частных музеев. Некоторые из них вполне конкурируют с официальными по уникальности экспонатов. Мы решили выяснить, что необходимо для запуска подобного проекта и способен ли частный музей принести прибыль своим создателям?

Коллекцию создали художники

В «Петербургском музее кукол» трудится 20 человек. Около 60 художников работает в мастерской. Также есть магазин, где продаются куклы. Две третьих выручки приносит мастерская, остальная часть дохода приходится на магазин и музей. Называть конкретную сумму директор Галина Варенюк отказалась, но отметила, что проект содержит себя сам.

— Мы одними из первых в стране открыли частный музей, — сказала собеседница. — До этого уже действовала мастерская, где мы делали сувениры. В итоге набралось огромное количество работ, и друзья — художники убедили меня, что пора создавать экспозицию.

В трудные 90-е годы художники выходили со своими изделиями в Екатерининский сад, пытаясь заработать. Среди них Галина Николаевна нашла единомышленников. Вместе они решили делать потешных кукол. Постепенно коллекция росла, и сегодня музей насчитывает более 40 000 экспонатов.

— На волне демократических свобод в 90-е годы по всей России открылось множество частных музеев, — говорит Галина Варенюк. — Так, в Петербурге появился «Музей водки», а затем «Музей шоколада». Конечно, они пользуются успехом у горожан и приезжих, но это скорее коммерческие фирмы. Считаю, что без образовательной составляющей в нашем деле обойтись нельзя, потому что музейщик — это миссия.

Сейчас в эту сферу приходят 30-35-летние предприниматели, у которых с детства остались увлечения. Так, недавно в Петербурге молодой коллекционер открыл музей конструктора «Лего».

Без маркетинга не обойтись

Чтобы запустить подобный стартап, необходимо выполнить несколько задач. Во-первых, понадобятся интересные экспонаты. Но одну коллекцию нельзя показывать постоянно, ее нужно обновлять и устраивать выставки. Желательно иметь дополнительные коммерческие проекты, которые будут страховать музей, дополнять его. Сюда можно отнести мастерскую, магазин, гостиницу.

Также придется подумать и о маркетинге. Например, в 2013 году после ряда громких ДТП правительство ужесточило правила перевозки школьников. Это резко сократило количество приезжающих в Петербург туристических групп и отразилось на прибыли Музея кукол. В итоге дирекции пришлось взять на работу PR-менеджера, который занимается сайтом музея, ведет группу в социальной сети, проводит конкурсы, привлекает родителей и учителей Петербурга для сотрудничества. Налажены партнерские отношения с рядом театром и музеев, где распространяются листовки. В итоге удалось компенсировать материальные потери.

К сожалению, до сих пор не принят закон об особом юридическом статусе для частных музеев. Существует лишь форма государственно-частного партнерства. В этом случае правительство помогает предпринимателю в приобретении помещения, субсидирует затраты на коммунальные платежи. Но зарегистрировать свою организацию в таком виде удается далеко не всем. Многие частные музеи оформлены как торговые компании со всеми вытекающими: налогами и высокой арендной платой.

Бизнес и просветительство совместны?

В 2009 году петербургские предпринимательницы Оксана Орлова, Екатерина Пустошная и Екатерина Андреевская открыли первый в городе интерактивный музей-театр «Сказкин Дом». Через год стартап признали успешным, и было принято решение создать музея «ЛабиринтУм». Позднее проектом заинтересовались инвесторы — представители торговой сети «Лента» Алексей Бобров и Виталий Мацнев.

— Бизнесменами двигало желание открыть интерактивный музей, в котором все экспонаты можно трогать, исследовать экспериментально, — рассказала директор по развитию Мария Карамышева. — Организаторы хотели убедить школьников, что наука может быть занимательной.

Предприниматели разыскали людей, посещавших знаменитый «Дом занимательной науки» Перельмана, который действовал в Петербурге в 1930-х годах. Научные консультанты объяснили создателям «ЛабиринтУма», как должен выглядеть тот или иной экспонат. В итоге получился масштабный познавательный центр.

На площади 700 квадратных метров разместилось пять тематических зон: «Водный мир», «Мир физических экспериментов», «Черная комната», «Зеркальный мир», а также выставка «Человек в цифрах». Общие инвестиции в данный музей составили 10 миллионов рублей. Уже через два года вложенные средства окупились. Создатели проекта уверены: при грамотном подходе такие организации могут приносить прибыль. Здесь твердо верят в будущее частного музейного дела.

Сегодня «ЛабиринтУм» популярен среди горожан и гостей Петербурга. Разработано множество образовательно-развлекательных программ, которые рассчитаны как на малышей, так и на школьников. Музей живет активной жизнью: ежедневно здесь проводятся научные шоу, а также отмечаются дни рождения, выпускные и новогодние торжества.

ponedelnikmag.com


Смотрите также