Зачастую при первом же знакомстве с тем или иным литературным творением, преподаватель ставит перед учениками следующую задачу — раскрыть столь важный аспект характеристика главных героев, и непосильной она может показаться лишь на первый взгляд. По тому, насколько последовательно и полно ученик сможет, собственно, и раскрыть образ ключевого персонажа, а то и нескольких основных героев произведения одновременно, и будут сделаны справедливые выводы о том, насколько хорошо вы ориентируетесь в романе или другой литературной форме, в полной ли мере понимаете и воспринимаете творение, зрелости ваших рассуждений и, конечно же, способности делать выводы из прочитанного — как интуитивные, так и логически обоснованные.

 

Чем так полезны литературные характеристики

 

Следует отметить, что краткая характеристика героев рассказа, повести или романа может быть двух типов — как сравнительная, так и строго индивидуальная. Второй вид характеристики, как правило, следует начинать с информативного описания того исторического периода, в который, собственно, и происходят события данного конкретного литературного произведения. Этот аспект имеет весьма важное значение, так как может в полной мере разъяснить читателю не только мотивацию различных поступков героя, но и пути формирования его характера.

 

Кроме того, характеристика героев произведений должна содержать и данные об их социальном положении, а также среде, в которой они воспитывались. Также следует уделить внимание внешним особенностям героя, его манере одеваться, оригинальными чертами внешности, благодаря которым ключевая либо второстепенная фигура того или иного повествования наилучшим образом запомниться читателю, и прочие, не менее важные нюансы.

 

Особенности речи, поведенческие тонкости, запоминающиеся поступки — как положительные, так и отрицательные, круг интересов героя, особенности его взглядов на окружающий мир, личное отношение автора к своему персонажу (как правило, этот момент можно без особых усилий проследить в самом произведении, тем более, что зачастую автор стремиться описать в некотором роде самого себя, либо же близких ему людей) — все это ни в коем случае не следует упускать из виду при составлении столь важного творения, как краткая характеристика главного героя романа или повести. Что же касается сопоставительного типа, то он представляет собой сравнение тех или иных героев друг с другом.

 

Малые литературные формы — особенности характеристик

 

Особое место занимают среди прочих характеристики героев сказок, ведь образы «волшебных» персонажей являются весьма и весьма интересными и яркими для читателя — собирательными, утрированными, аллегорическими и т. п. К примеру, образ Жар-Птицы представляет собой воплощение мечты, Водяной воплощает в себе все наиболее опасное и страшное, Кот-баюн является, по сути, не только опасным противником традиционного персонажа — Ивана-дурака, но и незаменимым целителем, и так далее.

 

Не менее интересна и характеристика главных героев рассказа — весьма популярной не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами малой литературной формы. Примечательно, что при столь скромных литературных объемах, в какие обычно умещается рассказ, характер и прочие особенности героев могут быть показаны читателю всего лишь двумя-тремя «штрихами пера», что впрочем, ни в коей мере не умаляет их точности и содержательности.

 

И еще немного полезной информации

 

Такая литературная задача, как характеристика героев повести, представляет ничуть не меньший интерес для по-настоящему заинтересованного в произведении читателя. Уместить полноценный сюжет в границы средней литературной формы — настоящее искусство, и анализ персонажей такого произведения, вне всякого сомнения, окажется не только интересным, но и весьма полезным для полноценного и гармоничного духовного развития.